Пояснительная записка
Описание предмета (дисциплины), которому посвящена программа.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей и взрослых физкультурно-спортивной направленности «Шахматы. Первые шаги» (в дальнейшем по тексту программа, образовательная программа или ДООП) предназначена для обучения шахматной игре начинающих и малоквалифицированных любителей в шахматных кружках (студиях). Шахматы – древняя увлекательная логическая игра, сочетающая в себе элементы культуры (раздел шахматной композиции), науки и спорта. Игра довольно сложная, требующая определенных усилий для достижения успеха, но основная ценность её в том, что в процессе изучения правил, закономерностей, учебных примеров, выполнения практических заданий, тренировки игровых навыков можно постепенно развивать интеллектуальные способности обучающихся. Общеизвестно, что дети, которые научились играть в шахматы, запомнив простые понятия и закономерности, легко справляются со школьной нагрузкой и успешно осваивают программу для начальных классов. Это не удивительно, поскольку шахматы, при правильной организации обучения, развивают память, навыки элементарного счета, пространственного ориентирования, умение обосновать (высказать) принятое решение и даже тренируют технику письма (запись ходов), т.е. все основные школьные трудности можно преодолеть во время игры. Наряду с этим, занятия в шахматной студии (кружке) способствуют правильной организации досуга обучающихся, развитию у них логических и творческих способностей, воспитанию ответственного, уважительного отношения к процессу обучения и окружающим людям. Программа предусматривает изучение школьниками основных шахматных правил и терминов, первоначальных понятий и материалов по теории и истории шахмат, выполнение практических заданий для закрепления полученных теоретических знаний и отработки элементарных игровых навыков, участие в первых соревнованиях.
Идея программы состоит в следующем: постепенно, шаг за шагом, опираясь на последовательное изучение, запоминание и усвоение шахматных понятий и правил, вводить обучающихся в процесс самостоятельной игры, где все действия (ходы) участников должны быть осмыслены и обоснованы на элементарном (начальном) уровне.
Ключевые понятия:
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы. Первые шаги» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Уровень освоения программы.
Уровень освоения программы – начальный (ознакомительный).
Актуальность программы определена возможностью, при ее использовании, организовать содержательный досуг обучающихся, удовлетворить их потребности в активных формах познавательной деятельности, творческой самореализации, создать условия социального, культурного, личностного роста. Программа позволяет в простой игровой форме задействовать эффективные средства активации упорядоченной мыслительной деятельности, способной помочь детям, легче переносить все возрастающую учебную нагрузку в школе. Действительно, занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации, с последующим выделением, осмыслением и запоминанием самых важных моментов. Вместе с тем, на время занятий по программе обучения дети отвлекаются от получивших повсеместное использование гаджетов, а активизация самостоятельной мыслительной деятельности способствует нейтрализации негативного эффекта от увлечения бесполезными компьютерными играми. Занятия шахматами способствуют гармоничному развитию многих важных сторон личности. В процессе занятия шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания, проявляется наблюдательность, творческое воображение, формируются важные личностные волевые качества, самостоятельность, целеустремленность, собранность. В процессе обучения, дети получают начальные знания об общефизической подготовке, спортивной деятельности, спортивных организациях и спортивных соревнованиях. Начинают понимать важность здорового и безопасного образа жизни. Получают представление о необходимости поддержания хорошей спортивной формы, для достижения высоких спортивных результатов. Кроме того, занятия по программе помогают развитию контактов между детьми разного возраста, учат их общаться.
О положительной перспективе использования разноуровневой дополнительной общеразвивающей образовательной программы для детей и взрослых физкультурно-спортивной направленности «Шахматы. Первые шаги», в детском оздоровительном учреждении говорит большое количество детей школьного возраста, участвующих в соревнованиях по шахматам между отрядами в ходе летних смен.
Педагогическая целесообразность.
Несмотря на своеобразие шахмат, их изучение должно вестись в согласии с основными положениями педагогической науки. Путь к познанию должен идти по известной формуле: от простого к сложному.
Программа шаг за шагом, на простых тематических примерах, вводит обучающихся в круг шахматных идей, учит разумно и последовательно вести борьбу в элементарных и постепенно усложняющихся позициях. Используемая в образовательной программе методика обучения (лекционно-демонстрационный метод, метод проблемного изложения, интерактивное обсуждение с применением шахматного тренажера специализированных интернет-ресурсов, индивидуальный подход при разборе учебных примеров и выполнении практических заданий) позволяет организовать успешный образовательный процесс.
Практическая значимость программы.
Обучение шахматной игре является сложным и трудоёмким процессом. Данная программа даёт возможность довести до сознания обучающихся главный смысл, что достижение успеха в обучении, победа над соперником в отдельной партии, спортивной успех на соревновании, все это возможно только при настойчивости, трудолюбии в изучении новых теоретических материалов и повторении ранее изученного, отработке игровых навыков, постоянной аналитической работе при разборе учебных примеров, своих ошибок в сыгранных партиях, аккуратном и последовательном выполнении практических заданий, активном участии в соревновательной деятельности. Программа позволяет приобщить детей к творческому процессу, развивающему мыслительную деятельность, дает возможность выработать первоначальные умения концентрации внимания, необходимой для правильного расчета простых вариантов глубиной на один-два хода, сформировать начальные навыки контроля за текущей ситуацией с их непосредственным участием (контроль на начальном уровне за процессом игры, действиями соперника в соответствии с правилами и принятием самостоятельных решений).
Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):
Отличительная особенность данной программы заключается: в сочетании уровневой дифференциации процесса обучения в рамках всего образовательного объединения, позволяющей создать благоприятные педагогические условия для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, с использованием индивидуального подхода к каждому обучающемуся при помощи подбора учебных примеров и заданий разного уровня сложности. Данная программа разработана для освоения обучающимися начального уровня шахматной подготовки. Это предполагает: первоначальное ознакомление с основными правилами шахматной игры, знакомство с шахматной нотацией и терминологией, с простейшими элементами шахматной стратегии и тактики; небольшую сложность предлагаемых заданий, направленных на формирование первоначальных навыков ведения борьбы в начальной стадии и в окончании партии; формирование первоначального интереса к обучению и росту результативности в игре. Индивидуальный подход базируется на учете возрастных, физиологических и психических особенностей детей в каждой учебной группе и опирается на целенаправленную деятельность по созданию педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося. Подбор различных заданий осуществляется на основе метода наблюдения за практической деятельностью обучающихся на занятии. Такая оригинальная методика и особые организационные условия, с учетом использования разнообразных форм дидактических материалов («шахматные загадки, головоломки», «лабиринты», «минные поля», «гонки с препятствиями» и др.) повышают эффективность и результативность образовательного процесса. Кроме того, в процессе обучения активно применяются современные электронно-цифровые формы, компьютерные программы и специальные интернет-ресурсы (см. раздел Список источников и литературы). Также предусмотрена возможность проведения занятий в дистанционной форме с синхронизацией по времени и без, для чего теоретические материалы, практические задания и рекомендации по их выполнению размещены на доступных интернет-ресурсах, в специально организованных группах-студиях (см. приложение Д1).
Цель образовательной программы: создание условий для развития когнитивных, творческих, спортивных способностей, через усвоение учащимися первоначальных норм и правил шахматной игры.
Задачи образовательной программы.
Образовательные:
1. Знакомство обучающихся с историей возникновения и развития шахмат;
2. Знакомство обучающихся с первоначальными сведениями о спортивных соревнованиях;
3. Получение обучающимися первоначальных представлений о теории шахмат и практики ведения шахматной борьбы;
4. Обеспечение приобретения обучающимися начальных знаний об основных понятиях, терминах, положениях шахматных правил, символах и обозначениях шахматной нотации;
5. Формирование у обучающихся первоначальных навыков решения простых шахматных задач на тактику, выполнения простых заданий на логику, пространственную ориентацию, запоминание позиции, развитие воображения, концентрацию и распределение внимания;
6. Формирование у обучающихся первоначальных навыков разыгрывания элементарных окончаний и простых позиций;
7. Формирование у обучающихся первоначальных навыков самостоятельной игры в шахматной партии.
Развивающие:
1. Развитие у обучающихся на начальном уровне стремления, в игровой форме, к тренировке логики, памяти, внимания, начальных проявлений инициативы, пространственного мышления, самообладания;
2. Развитие у обучающихся на начальном уровне элементов эстетического вкуса и восприятия красоты (на примерах творчества великих шахматистов, а также приобщаясь к деятельности творческих коллективов и студий других направлений на базе организации дополнительного образования);
3. Развитие начальной мотивации личности к познанию и росту результативности в обучении;
4. Развитие на начальном уровне способностей к групповой, совместной деятельности на основе взаимопомощи и состязательности;
5. Развитие у обучающихся начальных коммуникативных навыков (внутри группы, студии, детско-юношеского центра);
6. Развитие у обучающихся на начальном уровне элементов деловых качеств, характерных для «сильной личности», таких как трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении спортивных успехов, самостоятельность, ответственность, аккуратность, в том числе на основе преодоления временных неудач и поражений.
Воспитательные:
1. Формирование у обучающихся начальных представлений об общей культуре общения и поведения в группе, студии, учебном заведении, социуме, на основе общечеловеческих ценностей, этических норм и правил, принятых в обществе и в организации дополнительного образования.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.
Образовательная программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 15 лет. На обучение по программе принимаются все желающие новички, а также начинающие, не прошедшие полностью первую (начальную) ступень шахматной подготовки.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение шахматной игре ведется в группах. Группы комплектуются детьми младшего (с 6-7 до 9-10 лет) и среднего (11-15 лет) школьного возраста. Исходя из особенностей формирования групп, а также с учетом принципа доступности дополнительного образования и широкого использования индивидуального подхода при реализации программы – состав групп может быть разновозрастным. Наполняемость этих групп — не более 15 человек. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.
Формы обучения по образовательной программе.
Форма обучения – очная. В случае введения ограничительных мер на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в очном формате, связанных с санитарно-эпидемиологической обстановкой, возможна реализация программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При применении дистанционной формы обучения обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность.
Режим, периодичность и продолжительность занятий.
Общее количество часов в год – 144 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут (для групп, сформированных из детей дошкольного и начального школьного возраста или разновозрастных, с участием дошкольников и младших школьников - 30 минут), между занятиями установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Режим занятий соответствует СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждены 28 сентября 2020 года; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждены 28 января 2021 года, режим дня МАУ ДСЦО и ОД и П им. В. Терешковой.
Объем и срок освоения образовательной программы.
Срок освоения программы – 1 год.
На полное освоение программы требуется 144 часа, включая практическую тренировочную и соревновательную деятельность.
Основные методы обучения.
В современных технологических условиях процесс обучения требует методологической адаптации с учетом новых ресурсов и их специфических особенностей.
Участие в образовательных событиях позволяет обучающимся пробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи и достижения. При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Учебный материал программы спланирован в виде занятий шахматной игры. Занятия в недельном цикле состоят из теории и практики. По форме занятия могут быть целиком теоретические, полностью практические или совмещенные (комплексные). Каждое комплексное занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению изученного материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как самостоятельное видение оптимального решение практических задач, умение ставить цель, планировать достижение этой цели.
Кроме того, для повышения эффективности образовательного процесса, каждое занятие условно разбивается на 3 части (вводная, основная и аналитическая итоговая), которые составляют целостное занятие, не зависимо от его формы:
- первая часть включает в себя организационные моменты, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого обучающегося на данное занятие;
- вторая часть – основная - теоретическая часть (повторение пройденного, изложение нового материала) и/или практическая работа обучающихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит освоение и закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;
- третья часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе.
Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на дальнейшее развитие. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к изучению материала.
Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других. Например, при разборе важных учебных или игровых шахматных позиций обучающимся необходимо высказаться, аргументированно защитить своё мнение, принятое в сыгранной шахматной партии решение. Учебные дискуссии обогащают представления обучающихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.
Деловая игра, как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (шахматных соревнований, в том числе и с неудачным исходом), показывает им возможность выбора этой сферы деятельности в качестве будущей профессии (профессионального спортсмена, тренера).
Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации в роли соперника или знаменитого шахматиста, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся по изучению вариантов выбранного дебютного репертуара;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (техника выполнения ходов по записанным вариантам разыгрывания теоретических окончаний, позиций, дебютных схем и др.);
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях. При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:
- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к поиску новых вариантов, альтернативных продолжений известных позиций);
- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
- стимулирования (соревнования, конкурсы, поощрения).
Планируемые результаты.
По итогам учебного года занятий по программе обучающиеся:
- познакомятся с историей возникновения и развития шахмат, с первоначальными сведениями о спортивных соревнованиях по шахматам;
- получат первоначальные представления о теории шахмат и практике ведения шахматной борьбы;
- приобретут начальные знания об основных понятиях, терминах, положениях шахматных правил, символах и обозначениях шахматной нотации;
- сформируют (приобретут) первоначальные навыки решения простых шахматных задач на тактику, выполнения простых заданий на логику, пространственную ориентацию, запоминание позиции, развитие воображения, концентрацию и распределение внимания;
- сформируют (приобретут) первоначальные навыки разыгрывания элементарных окончаний и простых позиций, самостоятельной игры в шахматной партии;
- будут стремиться на начальном уровне к тренировке, в игровой форме, логики, памяти, внимания, начальных проявлений инициативы и пространственного мышления, самообладания;
- получат развитие на начальном уровне элементов эстетического вкуса и восприятия красоты (на примерах творчества великих шахматистов, а также в результате приобщения к деятельности творческих коллективов и студий других направлений, на базе организации дополнительного образования);
- приобретут начальную мотивацию к познанию и росту результативности в обучении;
- получат развитие на начальном уровне способностей к групповой, совместной деятельности на основе взаимопомощи и состязательности;
- получат развитие начальных коммуникативных навыков (внутри группы, студии, детско-юношеского центра);
- разовьют на начальном уровне элементы деловых качеств, характерных для «сильной личности», такие как трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении спортивных успехов, самостоятельность, ответственность, аккуратность, в том числе на основе преодоления временных неудач и поражений;
- сформируют начальные представления об общей культуре общения и поведения в группе, студии, учебном заведении, социуме, на основе общечеловеческих ценностей, этических норм и правил, принятых в обществе и в организации дополнительного образования;
- воспримут чувство ответственности и понимания специфики спортивного занятия и связанной с ней дисциплины поведения при выполнении групповых или индивидуальных заданий, участии в соревнованиях, основанной на уважении соперников, соблюдении правил и этических норм шахматной игры;
- воспитают чувство ответственности и понимания необходимости бережного отношения к окружающему пространству, спортивному, учебному и вспомогательному инвентарю;
- получат начальное представление о навыках здорового образа жизни с учетом соблюдения гигиенических норм и санитарных правил, на примерах высоких достижений выдающихся спортсменов.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Для оценки результативности обучающихся в программе используются следующие диагностические методики:
Критериями оценки результативности обучения являются уровни теоретической и практической подготовки обучающихся, определяемые в соответствии с полнотой (количественная оценка) и глубиной (качественная оценка) усвоения теоретического материала и прочностью (качественная оценка) приобретения практических навыков. Измерение уровней полученных знаний, умений, навыков при использовании указанных диагностических методик производится в соответствии со следующим простым механизмом оценивая планируемых результатов:
1. Уровень теоретических знаний.
2. Уровень практических навыков и умений.
Самостоятельное выполнение практических заданий на основе простых учебных примеров.
Самостоятельное ведение шахматной партии.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, предусмотрен текущий контроль в виде контрольного среза полученных знаний, умений, навыков в конце освоения тематических блоков, больших и сложных тем, разделов программы.
Текущий контроль за ходом реализации образовательной программы осуществляется на постоянной основе и проводится в различных формах: наблюдение за выполнением учащимися практических заданий, контрольный опрос, собеседование, тестирование, анализ сыгранных партий, разбор конкурсов решения задач и отслеживание результатов участия в соревнованиях.
В конце учебного года проводится промежуточная или итоговая аттестация, в соответствии с положением об аттестации МАУ ДСЦО и ОД и П им. В. Терешковой. Промежуточная аттестация – форма оценки степени и уровня освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы данного года обучения. Итоговая аттестация – форма оценки степени и уровня освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы в целом.
Цель аттестации:
- Выявление уровня развития способностей и личностных качеств детей и их соответствия планируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы.
Сроки проведения аттестации: май месяц.
Формы занятий, по результатам оценки которых, проводится аттестация: контрольное занятие (опрос), тренировочные партии (с проведением опроса и обсуждения), итоговый турнир, конкурс решения задач. Возможно совмещение первого и последнего вариантов занятий в виде итоговых тестов (см. Приложение В1).
В учебных группах в конце года проводятся итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого учащегося в учебном году, результаты последних контрольных занятий и даются задания на лето (см. Приложение К1).
Обобщенная форма (аттестации) подведения итогов учебного года – общий совокупный анализ деятельности обучающихся, в разрезе всех измеряемых показателей применяемых диагностических методик (см. Приложение А1).
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
− учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
− вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
− формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
− формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-технические условия реализации программы.
Для успешной работы в группах требуется учебное помещение со столами и стульями для обучающихся, соответствующее санитарным нормам СанПин, проектор, проекционная доска, доска для записи наглядной информации с помощью маркеров, компьютер с возможностью использования образовательных интернет-ресурсов, шкаф для хранения инвентаря, достаточное обеспечение шахматным инвентарем.
Для проведения занятий планируется использовать следующий шахматный инвентарь:
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Изучение программного материала во всех группах объединения ведется в течении учебного периода – учебного года.
Для реализации программы в текущем учебном году используются:
Формы занятий, которые планируется использовать, разнообразны в познавательном и методическом плане и применимы на каждом уроке:
Для изложения теоретического материала, анализа сыгранных партий и разбора итогов решения задач используется лекционно-демонстрационный метод, метод проблемного изложения (для активизации креативного, критического мышления), интерактивное обсуждение с применением шахматного тренажера специализированных интернет-ресурсов. Также предусмотрена возможность проведения занятий в дистанционной форме с синхронизацией по времени и без, для чего теоретические материалы, практические задания и рекомендации по их выполнению размещены на доступных интернет-ресурсах, в специально организованных группах-студиях (см. приложение Д1).
Практическая часть включает тренировочные партии, конкурсы решений задач и этюдов, выполнение заданий для отработки навыков игры сеансы одновременной игры — обычные и тематические, игру в турнирах для детей каждой учебной группы, игру в матчевых встречах с коллективами других групп и так же может быть организована в дистанционной форме (см. приложение Д1).
Результаты обучения определяются степенью освоения (отработки) практических умений и простых игровых навыков на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатами участия обучающихся в соревнованиях, конкурсах решения задач, тренировочных турнирах, групповых и индивидуальных встречах.
Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно объяснить детям, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии и серьезном, систематическом подходе к занятиям шахматами, в том числе и в режиме самостоятельной подготовки. Без воспитания в себе сильной воли, настойчивости, стойкости, без соблюдения режима, выработки привычки к самостоятельным занятиям и повышения физиологической выносливости за счет самостоятельной общефизической тренировки, нельзя добиться серьезных результатов в шахматах.
Кадровое обеспечение реализации программы.
Руководитель кружка, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю образовательного объединения (кружка, студии), без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Формы контроля и оценочные материалы.
Вся оценочная система делится на три уровня сложности (освоения) – высокий, средний и низкий. Теоретические знания сверяются по следующим контрольным вопросам:
Практические навыки проверяются по умению выполнять следующие задания:
За правильный ответ на контрольный вопрос учащийся получает 1 бал, за решение простой шахматной задачи – 1 бал, за выполнение практического задания – 1 бал. (Сложные вопросы, задачи, задания оцениваются в 2 бала). При выполнении контрольных заданий в виде тестов (см. Приложение В1), количество балов за тесты, может быть увеличено, за счет дополнительных заданий. При текущем контроле, вопросы и задания группируются по конкретным учебным темам или подразделам учебного плана. При итоговом контроле, вопросы и задания группируются по пяти важным разделам годового учебного плана. Для определения уровня знаний, умений по каждому важному разделу определяется процентное отношение правильных и неправильных ответов (решений). Если отношение 30% и менее - уровень низкий (0 баллов), от 30% до 70% - уровень средний (1 балл), выше 70% - уровень высокий (2 балла). Максимальное количество баллов на итоговом контроле, определяется количеством контрольных элементов проверки, как правило не более – 10, без учета дополнительных критериев оценивания.
Результаты освоения учебной темы, раздела, модуля образовательной программы обучающимися заносятся в оценочную таблицу, по которой можно определить уровень (см. Приложение А1):
Дополнительный критерий оценивания уровня усвоения образовательной программы – результаты на турнирах.
Уровневая дифференциация образовательной программы.
При разработке программы были учтены требования Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р, в которой прописано, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость. Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого учащегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Настоящая программа используется на первом этапе обучения детей и входит в состав комплекса разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ образовательного объединения - шахматной студии «Белая ладья», в котором предусмотрено обучение в три этапа (для каждого этапа своя программа) по трем уровням подготовки и освоения программы (начальный, базовый и углубленный). Уровень освоения настоящей программы – начальный (ознакомительный).
К начальному (ознакомительному) уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются обучающимся в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 3 месяцев, время обучения – от 1 до 3 часов в неделю. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.
Учебный план
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Формы аттестации (контроля) |
||||
всего |
теорети-ческие |
практи-ческие |
|||||
1. |
Исторический обзор развития шахмат |
2 |
1 |
1 |
Контр. опрос, собеседование |
||
2. |
Первоначальные сведения о шахматной игре |
Контр. опрос, собеседование, наблюдение за выполнением учебных заданий |
|||||
2.1. |
Цель игры. Шахматная доска и фигуры |
2 |
1 |
1 |
|||
2.2. |
Как ходят фигуры (Ладья. Слон. Ферзь. Король. Конь. Пешка. Превращение пешки. Рокировка) |
8 |
4 |
4 |
|||
2.3. |
Взятие фигур и пешек противника |
4 |
2 |
2 |
|||
2.4. |
Шах (вскрытый, двойной, способы защиты от шаха) и мат |
4 |
2 |
2 |
|||
2.5. |
Ничья. Пат. Вечный шах. «Бешеная» фигура. Правило 50-ти ходов. Троекратное повторение позиции. Повторение ходов |
4 |
2 |
2 |
|||
2.6. |
Сравнительная сила фигур. Нападение. Защита. Размен. Материальное преимущество. Качество |
4 |
2 |
2 |
|||
2.7. |
Шахматная нотация. Шахматная терминология |
2 |
1 |
1 |
|||
2.8. |
О некоторых принципах шахматной игры на примерах коротких партий. «Детский» мат |
8 |
4 |
4 |
|||
2.9. |
Выбор объекта для нападения (атака малоподвижных и связанных фигур) |
4 |
2 |
2 |
|||
2.10. |
Пешки — охрана короля |
2 |
1 |
1 |
|||
2.11. |
Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль) |
2 |
1 |
1 |
|||
2.12. |
О правилах поведения во время игры. Официальные правила шахматных соревнований (выполнение ходов, завершение партии, учет результатов) |
2 |
1 |
1 |
|||
3. |
Элементы шахматных окончаний |
Контр. опрос, собеседование, наблюдение за выполнением учебных заданий |
|||||
3.1. |
Типичные матовые позиции |
6 |
3 |
3 |
|||
3.2. |
Мат одинокому королю тяжелыми фигурами (ферзем и ладьей, двумя ладьями, ферзем, ладьей) |
12 |
6 |
6 |
|||
3.3. |
Мат одинокому королю легкими фигурами (двумя слонами, слоном и конем) |
12 |
6 |
6 |
|||
3.4. |
Мат одинокому королю — непосильная задача для двух коней |
2 |
1 |
1 |
|||
3.5. |
Ферзь против ладьи |
2 |
1 |
1 |
|||
3.6. |
Ферзь против слона |
2 |
1 |
1 |
|||
3.7. |
Ферзь против коня |
2 |
1 |
1 |
|||
3.8. |
Ферзь против пешки |
2 |
1 |
1 |
|||
4. |
Тренировочные партии |
40 |
- |
40 |
Наблюдение, разбор результатов |
||
5. |
Сеансы одновременной игры |
4 |
- |
4 |
Наблюдение, разбор результатов |
||
6. |
Конкурсы решения задач |
8 |
- |
8 |
Контрольный опрос, наблюдение, анализ и разбор результатов |
||
7. |
Командные встречи с коллективами других групп |
4 |
- |
4 |
Наблюдение, разбор результатов |
||
|
Итого: |
144 |
44 |
100 |
|
||
Содержание
(144 часа, 2раза в неделю по 2 часа)
Исторический обзор развития шахмат.
Теория. Вводная часть: организационные вопросы участия учащихся в деятельности студии в учебном году (порядок проведения и виды учебных занятий, мероприятия, учебный план, инструктаж по ТБ, правила поведения в лагере). Легенда о происхождении шахмат. Гипотезы о происхождении шахмат. Распространение шахмат на Востоке. Проникновение шахмат в Европу.
Практика. Знакомство с кабинетом, учебным инвентарем с отработкой правил использования учебного и вспомогательного оборудования, инвентаря и поведения на занятиях и во время перерывов. Порядок расстановки, использования и возврата на хранение шахматного комплекта на своем рабочем (учебном) месте.
Планируемые результаты. Обучающиеся познакомятся с историей возникновения и развития шахмат, получат начальные представления о технике безопасной учебной деятельности, об общей культуре общения и поведения в группе, студии, на основе общечеловеческих ценностей, этических норм и правил, принятых в обществе и в организации дополнительного образования.
Формы контроля. Беседа, наблюдение, контрольный опрос.
Начальные сведения о шахматной игре.
Теория. Изучение шахматных правил, знакомство с основными понятиями, терминами, обозначениями. Цель игры. Шахматная доска и фигуры. Как ходят фигуры (Ладья. Слон. Ферзь. Король. Конь. Пешка. Превращение пешки. Рокировка). Взятие фигур и пешек противника. Шах (вскрытый, двойной, способы защиты от шаха) и мат. Ничья. Пат. Вечный шах. «Бешеная» фигура. Правило 50-ти ходов. Троекратное повторение позиции. Повторение ходов. Сравнительная сила фигур. Нападение. Защита. Размен. Материальное преимущество. Качество. Шахматная нотация. Шахматная терминология. О некоторых принципах шахматной игры на примерах коротких партий. «Детский» мат. Выбор объекта для нападения (атака малоподвижных и связанных фигур). Пешки — охрана короля. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). О правилах поведения во время игры. Официальные правила шахматных соревнований (выполнение ходов, завершение партии, учет результатов).
Практика. Расстановка и передвижение шахматных фигур по доске в соответствии с изученными правилами и понятиями. Отработка взаимодействия с партнером при разыгрывании учебных примеров и партий, решении шахматных заданий и задач.
Планируемые результаты. Обучающиеся получат первоначальные представления о теории шахмат и практике ведения шахматной борьбы, приобретут начальные знания об основных понятиях, терминах, положениях шахматных правил, символах и обозначениях шахматной нотации, приобретут первоначальные навыки выполнения простых заданий с использованием шахматной терминологии в соответствии с изученными правилами и понятиями шахматной игры.
Формы контроля. Наблюдение за выполнением учебных заданий, собеседование (обсуждение выполняемых действий), контрольный опрос.
Элементы шахматных окончаний.
Теория. Изучение простых теоретических позиций эндшпиля и способов их разрешения с целью постановки сопернику мата (выигрыш) или нахождения спасения в положении, где у соперника преимущество, но правильные оборонительные действия не позволяют ему выиграть (игра на ничью). Типичные матовые позиции. Мат одинокому королю тяжелыми фигурами (ферзем и ладьей, двумя ладьями, ферзем, ладьей). Мат одинокому королю легкими фигурами (двумя слонами, слоном и конем). Мат одинокому королю — непосильная задача для двух коней. Ферзь против ладьи. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ферзь против пешки.
Практика. Расстановка простых примеров шахматных окончаний за доской с партнером, разбор правильных действий и ошибочных ходов при выполнении учебных заданий. Отработка техники разыгрывания элементарных окончаний с использованием шахматных часов.
Планируемые результаты. Обучающиеся получат первоначальные сведения о характере игры в завершающей стадии шахматной партии, приобретут первоначальные навыки разыгрывания элементарных окончаний и простых позиций, самостоятельной игры в шахматной партии.
Формы контроля. Наблюдение за выполнением учебных заданий, собеседование (обсуждение выполняемых действий), контрольный опрос, технический контроль-тест (сдача норматива по разыгрыванию элементарных окончаний на время).
Тренировочные партии.
Практика. Игра с разными партнерами, для практического закрепления полученных знаний. Сочетание свободного, случайного (жеребьевка) и указанного тренером выбора соперника при составлении игровых пар. Разыгрывание учебных и тематических позиций. Групповой анализ сыгранных партий и учебных примеров.
Планируемые результаты. Обучающиеся закрепят полученные начальные знания о правилах игры, основных понятиях, терминологии и порядке коммуникации (спортивном этикете) в течение шахматной партии. Приобретут начальные навыки участия в соревнованиях.
Формы контроля. Наблюдение, разбор результатов.
Сеансы одновременной игры.
Практика. Игра против тренера. Разыгрывание учебных и тематических позиций с тренером.
Планируемые результаты. Обучающиеся закрепят полученные начальные знания о правилах игры, основных понятиях, терминологии и порядке коммуникации (спортивном этикете) в течение шахматной партии. Откорректируют порядок выбора лучшего хода в учебных позициях, с учетом критических замечаний тренера. Приобретут начальные навыки участия в соревнованиях.
Формы контроля. Наблюдение, разбор результатов.
Конкурсы решения задач.
Практика. Конкурсы решения задач-миниатюр, специальных графических примеров («проложи путь», «найди выход из лабиринта», «сними часовых», «захвати контрольное поле» и др.).
Планируемые результаты. Обучающиеся получат начальный практический опыт для развития тактического зрения (умение видеть одноходовые удары своих и чужих фигур и пешек, определение связанных фигур и пешек), а также мотивации к тренировке, в игровой форме, логики, памяти, внимания, начальных проявлений инициативы и пространственного мышления, самообладания.
Формы контроля. Наблюдение, анализ и разбор результатов, контрольный опрос (тестирование).
Командные встречи с коллективами других групп.
Практика. Проведение различных тематических тренировочных и регламентированных командных соревнований, групповых и межгрупповых.
Планируемые результаты. Обучающиеся получат первоначальные навыки участия в командных соревнованиях. Получат развитие на начальном уровне способностей к групповой, совместной деятельности на основе взаимопомощи и состязательности.
Формы контроля. Наблюдение, разбор результатов.
Календарный учебный график
№ |
Режим деятельности |
Разноуровневая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы: первые шаги. Начальный уровень» |
1. |
Начало учебного года |
4 июня |
2. |
Продолжительность учебного периода |
36 учебных недель |
3. |
Периодичность учебных занятий |
2 раза в неделю |
4. |
Количество часов |
144 часа |
5. |
Окончание учебного года |
04 марта |
6. |
Период реализации программы (1 год) |
04.06.2024 г. – 04.03.2025 г. |
Рабочая программа воспитания
Цель программы: личностное развитие учащихся средствами физкультурно-спортивной деятельности шахматного направления.
Задачи программы:
Для детей среднего возраста:
Формирование ценностных отношений:
Для детей старшего возраста:
Формирование и приобретение опыта:
Виды, формы и содержание деятельности.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений – тематических модулей воспитывающей деятельности:
Модуль «Традиционные дела Центра».
Модуль «Творческие дела студии»
Включает традиции студии (порядок на шахматной доске, в учебе и жизни), правила общения, профилактические беседы, социальные акции, проекты, организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям: шефство опытных спортсменов над новичками в рамках объединенных практических занятий с коллективами других групп (гандикап-турниры, тематические баттлы, пара на пару (шведские шахматы)), участие в акциях, направленных на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей.
Модуль «Профессиональное и социально-личностное воспитание» Формы профессиональной ориентации, используемые в объединении: встречи с выпускниками студии, экскурсии, мастер-классы, консультирование, диагностика, наставничество (открытые занятия, в которых в качестве преподавателей выступают опытные обучающиеся старших групп). Подготовка и участие в выездных соревнованиях и on-line соревнованиях.
Модуль «Медиа группа Центра»
Формы информационного продвижения ценностей Центра, студии, осуществление видеосъемки, создание роликов, клипов с акцентом на патриотическое воспитание, экологическое.
Модуль «Работа с родителями»
Формы организации совместной культурно-досуговой деятельности: педагогическое просвещение родителей; взаимодействие с родителями посредством сайта учреждения, сообщества в социальной сети и в групповых чатах.
Планируемые результаты.
Для детей младшего возраста:
Для детей среднего возраста:
Сформированность ценностных отношений:
Для детей старшего возраста:
Сформированность и приобретение:
Календарный план воспитательной работы.
(см. Приложение ВР).
Список литературы
Нормативные документы
Для педагога дополнительного образования:
Для обучающихся и родителей:
Интернет-ресурсы: