Воспользоваться предложением
в  2 этапа
1. Оставьте свои контакты
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:
*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:
*
2. Отправьте заявку
это поле обязательно для заполнения
Галочка
*
Скрытое поле:
Спасибо!
Форма отправлена

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы: первые шаги. Начальный уровень»

Главная
/
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы: первые шаги. Начальный уровень»
1676677022_gas-kvas-com-p-shakhmatnii-risunok-detskii-6
Краткое описание

программа Шахматы_page-0001

Пояснительная записка

Описание предмета (дисциплины), которому посвящена программа.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей и взрослых физкультурно-спортивной направленности «Шахматы. Первые шаги» (в дальнейшем по тексту программа, образовательная программа или ДООП) предназначена для обучения шахматной игре начинающих и малоквалифицированных любителей в шахматных кружках (студиях). Шахматы – древняя увлекательная логическая игра, сочетающая в себе элементы культуры (раздел шахматной композиции), науки и спорта. Игра довольно сложная, требующая определенных усилий для достижения успеха, но основная ценность её в том, что в процессе изучения правил, закономерностей, учебных примеров, выполнения практических заданий, тренировки игровых навыков можно постепенно развивать интеллектуальные способности обучающихся. Общеизвестно, что дети, которые научились играть в шахматы, запомнив простые понятия и закономерности, легко справляются со школьной нагрузкой и успешно осваивают программу для начальных классов. Это не удивительно, поскольку шахматы, при правильной организации обучения, развивают память, навыки элементарного счета, пространственного ориентирования, умение обосновать (высказать) принятое решение и даже тренируют технику письма (запись ходов), т.е. все основные школьные трудности можно преодолеть во время игры. Наряду с этим, занятия в шахматной студии (кружке) способствуют правильной организации досуга обучающихся, развитию у них логических и творческих способностей, воспитанию ответственного, уважительного отношения к процессу обучения и окружающим людям. Программа предусматривает изучение школьниками основных шахматных правил и терминов, первоначальных понятий и материалов по теории и истории шахмат, выполнение практических заданий для закрепления полученных теоретических знаний и отработки элементарных игровых навыков, участие в первых соревнованиях.

Идея программы состоит в следующем: постепенно, шаг за шагом, опираясь на последовательное изучение, запоминание и усвоение шахматных понятий и правил, вводить обучающихся в процесс самостоятельной игры, где все действия (ходы) участников должны быть осмыслены и обоснованы на элементарном (начальном) уровне.

Ключевые понятия:

  • Шахматные правила – правила игры в шахматы и правила проведения соревнований, принятые международной шахматной организацией ФИДЕ; в России шахматные правила утверждены приказом Минспорта России для вида спорта «шахматы», в редакции не противоречащей Правилам игры в шахматы ФИДЕ (с учетом изменений на 1 января 2023 года);
  • Шахматные термины – название, определение, обозначение основных понятий игры в соответствии с шахматными правилами;
  • Шахматные понятия и закономерности – более широкое применение, в сравнении с терминами, шахматных названий, определений, обозначений профессиональными шахматистами, тренерами и в шахматной литературе (шахматный жаргон), а также наиболее вероятные варианты развития большинства похожих шахматных позиций;
  • Игровые навыки – быстрый выбор в определенных позициях наиболее подходящих ходов, благодаря полученным теоретическим знаниям и накопленному игровому опыту;
  • Тренировочные партии (турниры) – вид практического занятия или части учебного занятия, основной деятельностью на котором является тренировочная игра с одним или несколькими соперниками;
  • Квалификационные турниры – спортивные соревнования, на которых установлены спортивные нормативы для выполнения квалификационного разряда;
  • Конкурсы решения задач - вид практического занятия или части учебного занятия с элементами соревнования, основной деятельностью на котором является решение шахматных задач, с определением победителя и призеров;
  • Индивидуальный подход – методический прием и комплекс организационных мер по созданию благоприятных условий для повышения мотивации к обучению, развития интеллектуальных способностей, достижения высокой результативности каждого обучающегося, с учетом его возрастных, физиологических и психических особенностей.

Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы. Первые шаги» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Уровень освоения программы.

Уровень освоения программыначальный (ознакомительный).

Актуальность программы определена возможностью, при ее использовании, организовать содержательный досуг обучающихся, удовлетворить их потребности в активных формах познавательной деятельности, творческой самореализации, создать условия социального, культурного, личностного роста. Программа позволяет в простой игровой форме задействовать эффективные средства активации упорядоченной мыслительной деятельности, способной помочь детям, легче переносить все возрастающую учебную нагрузку в школе. Действительно, занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации, с последующим выделением, осмыслением и запоминанием самых важных моментов. Вместе с тем, на время занятий по программе обучения дети отвлекаются от получивших повсеместное использование гаджетов, а активизация самостоятельной мыслительной деятельности способствует нейтрализации негативного эффекта от увлечения бесполезными компьютерными играми. Занятия шахматами способствуют гармоничному развитию многих важных сторон личности. В процессе занятия шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания, проявляется наблюдательность, творческое воображение, формируются важные личностные волевые качества, самостоятельность, целеустремленность, собранность. В процессе обучения, дети получают начальные знания об общефизической подготовке, спортивной деятельности, спортивных организациях и спортивных соревнованиях. Начинают понимать важность здорового и безопасного образа жизни. Получают представление о необходимости поддержания хорошей спортивной формы, для достижения высоких спортивных результатов. Кроме того, занятия по программе помогают развитию контактов между детьми разного возраста, учат их общаться.

О положительной перспективе использования разноуровневой дополнительной общеразвивающей образовательной программы для детей и взрослых физкультурно-спортивной направленности «Шахматы. Первые шаги», в детском оздоровительном учреждении говорит большое количество детей школьного возраста, участвующих в соревнованиях по шахматам между отрядами в ходе летних смен.

Педагогическая целесообразность.

Несмотря на своеобразие шахмат, их изучение должно вестись в согласии с основными положениями педагогической науки. Путь к познанию должен идти по известной формуле: от простого к сложному.

Программа шаг за шагом, на простых тематических примерах, вводит обучающихся в круг шахматных идей, учит разумно и последовательно вести борьбу в элементарных и постепенно усложняющихся позициях. Используемая в образовательной программе методика обучения (лекционно-демонстрационный метод, метод проблемного изложения, интерактивное обсуждение с применением шахматного тренажера специализированных интернет-ресурсов, индивидуальный подход при разборе учебных примеров и выполнении практических заданий) позволяет организовать успешный образовательный процесс.

Практическая значимость программы.

Обучение шахматной игре является сложным и трудоёмким процессом.  Данная программа даёт возможность довести до сознания обучающихся главный смысл, что достижение успеха в обучении, победа над соперником в отдельной партии, спортивной успех на соревновании, все это возможно только при настойчивости, трудолюбии в изучении новых теоретических материалов и повторении ранее изученного, отработке игровых навыков, постоянной аналитической работе при разборе учебных примеров, своих ошибок в сыгранных партиях, аккуратном и последовательном выполнении практических заданий, активном участии в соревновательной деятельности. Программа позволяет приобщить детей к творческому процессу, развивающему мыслительную деятельность, дает возможность выработать первоначальные умения концентрации внимания, необходимой для правильного расчета простых вариантов глубиной на один-два хода, сформировать начальные навыки контроля за текущей ситуацией с их непосредственным участием (контроль на начальном уровне за процессом игры, действиями соперника в соответствии с правилами и принятием самостоятельных решений).

Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):

  1. Принцип единства развития, обучения и воспитания. В ходе освоения детьми программы происходит осуществление воспитания через содержание, методы и организацию обучения.
  2. Принцип сознательности и активности. Изучение учащимися любой программной темы предполагает проявление на занятиях мыслительной активности, что выражается в сознательном освоении учебного материала, осознание и понимание конкретных факторов, правил, сведений, терминов, понятий. Юный шахматист учится (в той или иной степени – это зависит от индивидуальных способностей) осознавать свои ошибки, понимать причины их возникновения. Самым важным является то, что все приобретённые знания, умения и навыки сразу же переносятся в практическую деятельность, проявляясь в турнирной борьбе.
  3. Принцип наглядности. При показе шахматной партии на демонстрационной доске, выделяются важнейшие моменты, привлекается к ним внимание учащихся с целью осмысления ими связей между событиями на шахматной доске. На занятиях используется объяснение, а затем полученные представления закрепляются наглядными, конкретными примерами. Для этого показывается какая-либо типичная комбинация, технический приём и т.п., после чего обучающиеся самостоятельно выполняют аналогичные задания.
  4. Принцип систематичности и последовательности. В задачу обучения в соответствии с этим принципом входит связывание разрозненных знаний, представлений и понятий в единую, стройную систему. Содержание всех теоретических сведений программы обеспечивает последовательность накопления знаний, формирование умений и навыков. Организация практических занятий позволяет закрепить сформированные навыки.
  5. Принцип доступности. Учебный материал подбирается и распределяется в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями и уровнем подготовленности.
  6. Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается повторением, закреплением учебного материала на комплексных (с теоретической и практической частями) занятиях по основной изучаемой теме и близких по содержанию тем, а также на последующих практических и контрольных занятиях в соответствии с учебным планом. Кроме того, повторение и закрепление полученных знаний и навыков будет продолжено на следующих годах обучения в соответствии с разноуровневой системой обучения учебного объединения «Белая ладья», но уже на следующем, качественно более высоком уровне подготовки (базовом и углубленном). В программе подготовлены контрольные вопросы и тесты по проверке полученных знаний, приобретенных игровых навыков (см. приложение В1). Наиболее ярко принцип прочности проявляется при анализе и разборе сыгранных обучающимися партий. В этот момент можно повторить любой раздел программы, проверить знания, умения, навыки, напомнить содержание тех или иных шахматных понятий, подсказать способ их применения в конкретной шахматной позиции.

Отличительная особенность данной программы заключается: в сочетании уровневой дифференциации процесса обучения в рамках всего образовательного объединения, позволяющей создать благоприятные педагогические условия для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, с использованием индивидуального подхода к каждому обучающемуся при помощи подбора учебных примеров и заданий разного уровня сложности. Данная программа разработана для освоения обучающимися начального уровня шахматной подготовки. Это предполагает: первоначальное ознакомление с основными правилами шахматной игры, знакомство с шахматной нотацией и терминологией, с простейшими элементами шахматной стратегии и тактики; небольшую сложность предлагаемых заданий, направленных на формирование первоначальных навыков ведения борьбы в начальной стадии и в окончании партии; формирование первоначального интереса к обучению и росту результативности в игре. Индивидуальный подход базируется на учете возрастных, физиологических и психических особенностей детей в каждой учебной группе и опирается на целенаправленную деятельность по созданию педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося. Подбор различных заданий осуществляется на основе метода наблюдения за практической деятельностью обучающихся на занятии. Такая оригинальная методика и особые организационные условия, с учетом использования разнообразных форм дидактических материалов («шахматные загадки, головоломки», «лабиринты», «минные поля», «гонки с препятствиями» и др.) повышают эффективность и результативность образовательного процесса. Кроме того, в процессе обучения активно применяются современные электронно-цифровые формы, компьютерные программы и специальные интернет-ресурсы (см. раздел Список источников и литературы). Также предусмотрена возможность проведения занятий в дистанционной форме с синхронизацией по времени и без, для чего теоретические материалы, практические задания и рекомендации по их выполнению размещены на доступных интернет-ресурсах, в специально организованных группах-студиях (см. приложение Д1).

 

Цель образовательной программы: создание условий для развития когнитивных, творческих, спортивных способностей, через усвоение учащимися первоначальных норм и правил шахматной игры.

 

Задачи образовательной программы.

 

Образовательные:

1. Знакомство обучающихся с историей возникновения и развития шахмат;

2. Знакомство обучающихся с первоначальными сведениями о спортивных соревнованиях;

3. Получение обучающимися первоначальных представлений о теории шахмат и практики ведения шахматной борьбы;

4. Обеспечение приобретения обучающимися начальных знаний об основных понятиях, терминах, положениях шахматных правил, символах и обозначениях шахматной нотации;

5. Формирование у обучающихся первоначальных навыков решения простых шахматных задач на тактику, выполнения простых заданий на логику, пространственную ориентацию, запоминание позиции, развитие воображения, концентрацию и распределение внимания;

6. Формирование у обучающихся первоначальных навыков разыгрывания элементарных окончаний и простых позиций;

7. Формирование у обучающихся первоначальных навыков самостоятельной игры в шахматной партии.

 

           Развивающие:

1. Развитие у обучающихся на начальном уровне стремления, в игровой форме, к тренировке логики, памяти, внимания, начальных проявлений инициативы, пространственного мышления, самообладания;

2. Развитие у обучающихся на начальном уровне элементов эстетического вкуса и восприятия красоты (на примерах творчества великих шахматистов, а также приобщаясь к деятельности творческих коллективов и студий других направлений на базе организации дополнительного образования);

3. Развитие начальной мотивации личности к познанию и росту результативности в обучении;

4. Развитие на начальном уровне способностей к групповой, совместной деятельности на основе взаимопомощи и состязательности;

5. Развитие у обучающихся начальных коммуникативных навыков (внутри группы, студии, детско-юношеского центра);

6. Развитие у обучающихся на начальном уровне элементов деловых качеств, характерных для «сильной личности», таких как трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении спортивных успехов, самостоятельность, ответственность, аккуратность, в том числе на основе преодоления временных неудач и поражений.

           Воспитательные:

1. Формирование у обучающихся начальных представлений об общей культуре общения и поведения в группе, студии, учебном заведении, социуме, на основе общечеловеческих ценностей, этических норм и правил, принятых в обществе и в организации дополнительного образования.

2. Воспитание у обучающихся чувства ответственности и понимания специфики спортивного занятия и связанной с ней дисциплины поведения при выполнении групповых или индивидуальных заданий, участии в соревнованиях, основанной на уважении соперников, соблюдении правил и этических норм шахматной игры.

3. Воспитание у обучающихся чувства ответственности и понимания необходимости бережного отношения к окружающему пространству, спортивному, учебному и вспомогательному инвентарю.

4. Формирование у обучающихся начальных представлений о навыках здорового образа жизни с учетом соблюдения гигиенических норм и санитарных правил, на примерах высоких достижений выдающихся спортсменов.

 

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.

Образовательная программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 15 лет. На обучение по программе принимаются все желающие новички, а также начинающие, не прошедшие полностью первую (начальную) ступень шахматной подготовки.

Особенности организации образовательного процесса.

Обучение шахматной игре ведется в группах. Группы комплектуются детьми младшего (с 6-7 до 9-10 лет) и среднего (11-15 лет) школьного возраста. Исходя из особенностей формирования групп, а также с учетом принципа доступности дополнительного образования и широкого использования индивидуального подхода при реализации программы – состав групп может быть разновозрастным. Наполняемость этих групп — не более 15 человек. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.

Формы обучения по образовательной программе.

Форма обучения – очная. В случае введения ограничительных мер на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в очном формате, связанных с санитарно-эпидемиологической обстановкой, возможна реализация программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При применении дистанционной формы обучения обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность.

Режим, периодичность и продолжительность занятий.

Общее количество часов в год – 144 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут (для групп, сформированных из детей дошкольного и начального школьного возраста или разновозрастных, с участием дошкольников и младших школьников - 30 минут), между занятиями установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Режим занятий соответствует СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждены 28 сентября 2020 года; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждены 28 января 2021 года, режим дня МАУ ДСЦО и ОД и П им. В. Терешковой.

Объем и срок освоения образовательной программы.

Срок освоения программы – 1 год.

На полное освоение программы требуется 144 часа, включая практическую тренировочную и соревновательную деятельность.

Основные методы обучения.

В современных технологических условиях процесс обучения требует методологической адаптации с учетом новых ресурсов и их специфических особенностей. 

Участие в образовательных событиях позволяет обучающимся пробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи и достижения. При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом. 

Учебный материал программы спланирован в виде занятий шахматной игры. Занятия в недельном цикле состоят из теории и практики. По форме занятия могут быть целиком теоретические, полностью практические или совмещенные (комплексные). Каждое комплексное занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению изученного материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как самостоятельное видение оптимального решение практических задач, умение ставить цель, планировать достижение этой цели. 

Кроме того, для повышения эффективности образовательного процесса, каждое занятие условно разбивается на 3 части (вводная, основная и аналитическая итоговая), которые составляют целостное занятие, не зависимо от его формы:

- первая часть включает в себя организационные моменты, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого обучающегося на данное занятие;

- вторая часть – основная - теоретическая часть (повторение пройденного, изложение нового материала) и/или практическая работа обучающихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит освоение и закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;

- третья часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе.

Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на дальнейшее развитие. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к изучению материала. 

Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других. Например, при разборе важных учебных или игровых шахматных позиций обучающимся необходимо высказаться, аргументированно защитить своё мнение, принятое в сыгранной шахматной партии решение. Учебные дискуссии обогащают представления обучающихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Деловая игра, как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (шахматных соревнований, в том числе и с неудачным исходом), показывает им возможность выбора этой сферы деятельности в качестве будущей профессии (профессионального спортсмена, тренера).

Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации в роли соперника или знаменитого шахматиста, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:

- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся по изучению вариантов выбранного дебютного репертуара;

- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (техника выполнения ходов по записанным вариантам разыгрывания теоретических окончаний, позиций, дебютных схем и др.);

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях. При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:

- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к поиску новых вариантов, альтернативных продолжений известных позиций);

- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);

- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

- словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);

- стимулирования (соревнования, конкурсы, поощрения).

          Планируемые результаты.

По итогам учебного года занятий по программе обучающиеся:

- познакомятся с историей возникновения и развития шахмат, с первоначальными сведениями о спортивных соревнованиях по шахматам;

- получат первоначальные представления о теории шахмат и практике ведения шахматной борьбы;

- приобретут начальные знания об основных понятиях, терминах, положениях шахматных правил, символах и обозначениях шахматной нотации;

- сформируют (приобретут) первоначальные навыки решения простых шахматных задач на тактику, выполнения простых заданий на логику, пространственную ориентацию, запоминание позиции, развитие воображения, концентрацию и распределение внимания;

- сформируют (приобретут) первоначальные навыки разыгрывания элементарных окончаний и простых позиций, самостоятельной игры в шахматной партии;

- будут стремиться на начальном уровне к тренировке, в игровой форме, логики, памяти, внимания, начальных проявлений инициативы и пространственного мышления, самообладания;

- получат развитие на начальном уровне элементов эстетического вкуса и восприятия красоты (на примерах творчества великих шахматистов, а также в результате приобщения к деятельности творческих коллективов и студий других направлений, на базе организации дополнительного образования);

- приобретут начальную мотивацию к познанию и росту результативности в обучении;

- получат развитие на начальном уровне способностей к групповой, совместной деятельности на основе взаимопомощи и состязательности;

- получат развитие начальных коммуникативных навыков (внутри группы, студии, детско-юношеского центра);

- разовьют на начальном уровне элементы деловых качеств, характерных для «сильной личности», такие как трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении спортивных успехов, самостоятельность, ответственность, аккуратность, в том числе на основе преодоления временных неудач и поражений;

- сформируют начальные представления об общей культуре общения и поведения в группе, студии, учебном заведении, социуме, на основе общечеловеческих ценностей, этических норм и правил, принятых в обществе и в организации дополнительного образования;

- воспримут чувство ответственности и понимания специфики спортивного занятия и связанной с ней дисциплины поведения при выполнении групповых или индивидуальных заданий, участии в соревнованиях, основанной на уважении соперников, соблюдении правил и этических норм шахматной игры;

- воспитают чувство ответственности и понимания необходимости бережного отношения к окружающему пространству, спортивному, учебному и вспомогательному инвентарю;

- получат начальное представление о навыках здорового образа жизни с учетом соблюдения гигиенических норм и санитарных правил, на примерах высоких достижений выдающихся спортсменов.

 

Механизм оценивания образовательных результатов.

Для оценки результативности обучающихся в программе используются следующие диагностические методики:

  • Контрольный опрос;
  • Тестирование;
  • Собеседование;
  • Наблюдение;
  • Анализ результатов тренировочных партий, турниров, сеансов одновременной игры, командных встреч, конкурсов решения задач;
  • Анализ результатов участия в официальных соревнованиях;
  • Анализ активности и самостоятельной деятельности детей.

Критериями оценки результативности обучения являются уровни теоретической и практической подготовки обучающихся, определяемые в соответствии с полнотой (количественная оценка) и глубиной (качественная оценка) усвоения теоретического материала и прочностью (качественная оценка) приобретения практических навыков. Измерение уровней полученных знаний, умений, навыков при использовании указанных диагностических методик производится в соответствии со следующим простым механизмом оценивая планируемых результатов:

1. Уровень теоретических знаний.

  • Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
  • Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
  • Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

2. Уровень практических навыков и умений.

Самостоятельное выполнение практических заданий на основе простых учебных примеров.

  • Низкий уровень. Требуется контроль педагога за соблюдением шахматных правил и условий выполнения заданий.
  • Средний уровень. Требуется периодическое напоминание об условиях заданий и возможных вариантах выполнения.
  • Высокий уровень. Четкое и безошибочное выполнение заданий, по одному из возможных правильных вариантов.

Самостоятельное ведение шахматной партии.

  • Низкий уровень. Требуется постоянный контроль педагога за соблюдением шахматных правил, выбором вариантов для продолжения игры, с указанием на недопустимые, грубые ошибки.
  • Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о шахматных правилах, возможных вариантах продолжения игры и допущенных ошибочных ходах.
  • Высокий уровень. Уверенное ведение партии с соблюдением основных шахматных правил. Самостоятельный выбор приемлемых вариантов для продолжения игры с невысоким количеством сделанных явно ошибочных ходов (зевков).

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, предусмотрен текущий контроль в виде контрольного среза полученных знаний, умений, навыков в конце освоения тематических блоков, больших и сложных тем, разделов программы.

Текущий контроль за ходом реализации образовательной программы осуществляется на постоянной основе и проводится в различных формах: наблюдение за выполнением учащимися практических заданий, контрольный опрос, собеседование, тестирование, анализ сыгранных партий, разбор конкурсов решения задач и отслеживание результатов участия в соревнованиях.

          В конце учебного года проводится промежуточная или итоговая аттестация, в соответствии с положением об аттестации МАУ ДСЦО и ОД и П им. В. Терешковой. Промежуточная аттестация – форма оценки степени и уровня освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы данного года обучения. Итоговая аттестация – форма оценки степени и уровня освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы в целом.

Цель аттестации:

- Выявление уровня развития способностей и личностных качеств детей и их соответствия планируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы.

Сроки проведения аттестации: май месяц.

Формы занятий, по результатам оценки которых, проводится аттестация: контрольное занятие (опрос), тренировочные партии (с проведением опроса и обсуждения), итоговый турнир, конкурс решения задач. Возможно совмещение первого и последнего вариантов занятий в виде итоговых тестов (см. Приложение В1).

В учебных группах в конце года проводятся итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого учащегося в учебном году, результаты последних контрольных занятий и даются задания на лето (см. Приложение К1).

Обобщенная форма (аттестации) подведения итогов учебного года – общий совокупный анализ деятельности обучающихся, в разрезе всех измеряемых показателей применяемых диагностических методик (см. Приложение А1).

 

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

      формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Материально-технические условия реализации программы.

Для успешной работы в группах требуется учебное помещение со столами и стульями для обучающихся, соответствующее санитарным нормам СанПин, проектор, проекционная доска, доска для записи наглядной информации с помощью маркеров, компьютер с возможностью использования образовательных интернет-ресурсов, шкаф для хранения инвентаря, достаточное обеспечение шахматным инвентарем.

Для проведения занятий планируется использовать следующий шахматный инвентарь:

  • Комплекты шахматных фигур с досками (из расчета — один комплект на двух обучающихся);
  • Демонстрационную шахматную доску с магнитными фигурами;
  • Шахматные часы;
  • Шахматную литературу;
  • Словарь шахматных терминов;
  • Плакаты с шахматной терминологией;
  • Таблицы результатов шахматных соревнований.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

Изучение программного материала во всех группах объединения ведется в течении учебного периода – учебного года.

Для реализации программы в текущем учебном году используются:

  • Учебно-тематические план;
  • Календарно-тематические графики (Рабочая программа), которые могут корректироваться в течение учебного года в случае адаптации форм обучения, изменения расписания, формы и режима занятий (см. приложение Г1);
  • Методические указания и рекомендации по выполнению тематических, практических заданий и использованию специальных электронных средств и интернет-ресурсов, в том числе в дистанционной форме и в режиме самостоятельной работы (см. список источников, приложение Д1);
  • Дидактические материалы: сборники тематических и контрольных тестовых заданий, наборы тематических упражнений по решению шахматных задач (раздаточные листы с диаграммами и приложения к учебным темам-главам lichess-студии), тренировочные задания на специализированном шахматном тренажере игровой платформы lichess.org, учебные видеоролики (по ссылкам) к теоретической и практической частям учебных занятий lichess-студии (см. приложение В1, список источников и литературы);
  • Методические разработки: учебных занятий, учебной темы, учебного пособия, учебно-методических рекомендаций (см. список источников);
  • Шахматная литература и электронно-цифровые информационные образовательные ресурсы (см. список источников).

Формы занятий, которые планируется использовать, разнообразны в познавательном и методическом плане и применимы на каждом уроке:

  • Групповые занятия;
  • Решение примеров учебных упражнений и выполнение заданий;
  • Конкурсы решений задач и этюдов;
  • Тренировочные партии;
  • Сеансы одновременной игры;
  • Игра в турнирах;
  • Игра в матчевых встречах;
  • Анализ сыгранных партий и разбор неясных моментов вместе с педагогом;
  • Разбор итогов конкурсов и сыгранных партий.

Для изложения теоретического материала, анализа сыгранных партий и разбора итогов решения задач используется лекционно-демонстрационный метод, метод проблемного изложения (для активизации креативного, критического мышления), интерактивное обсуждение с применением шахматного тренажера специализированных интернет-ресурсов. Также предусмотрена возможность проведения занятий в дистанционной форме с синхронизацией по времени и без, для чего теоретические материалы, практические задания и рекомендации по их выполнению размещены на доступных интернет-ресурсах, в специально организованных группах-студиях (см. приложение Д1).

Практическая часть включает тренировочные партии, конкурсы решений задач и этюдов, выполнение заданий для отработки навыков игры сеансы одновременной игры — обычные и тематические, игру в турнирах для детей каждой учебной группы, игру в матчевых встречах с коллективами других групп и так же может быть организована в дистанционной форме (см. приложение Д1).

Результаты обучения определяются степенью освоения (отработки) практических умений и простых игровых навыков на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатами участия обучающихся в соревнованиях, конкурсах решения задач, тренировочных турнирах, групповых и индивидуальных встречах.

Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно объяснить детям, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии и серьезном, систематическом подходе к занятиям шахматами, в том числе и в режиме самостоятельной подготовки. Без воспитания в себе сильной воли, настойчивости, стойкости, без соблюдения режима, выработки привычки к самостоятельным занятиям и повышения физиологической выносливости за счет самостоятельной общефизической тренировки, нельзя добиться серьезных результатов в шахматах.

 

Кадровое обеспечение реализации программы.

Руководитель кружка, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю образовательного объединения (кружка, студии), без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Формы контроля и оценочные материалы.

Вся оценочная система делится на три уровня сложности (освоения) – высокий, средний и низкий. Теоретические знания сверяются по следующим контрольным вопросам:

  • Что такое шахматы;
  • Происхождение шахмат (когда, где);
  • Цель игры (значение короля);
  • Что из себя представляет шахматная доска;
  • Названия фигур;
  • Какова начальная позиция фигур и пешек на шахматной доске;
  • Как ходят фигуры;
  • Как ходят пешки;
  • Как производится взятие пешки «на проходе»;
  • Как пешка превращается в фигуру;
  • Когда можно и когда нельзя делать рокировку;
  • Как производится взятие фигур и пешек противника;
  • Правило «взялся за фигуру ходи»;
  • Что такое шах
  • Способы защиты от шаха;
  • Мат — безвыходное положение для короля (обязательно после шаха королю), означает конец игры;
  • Какова сравнительная сила фигур;
  • Какие фигуры называются легкими, а какие тяжелыми;
  • Что размен означает обмен равноценными фигурами или пешками;
  • Пат — разновидность ничьей, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет;
  • Обозначения полей и фигур на шахматной доске;
  • Правила поведения игрока во время игры.

Практические навыки проверяются по умению выполнять следующие задания:

  • Ставить мат ферзем одинокому королю;
  • Ставить мат ладьей одинокому королю;
  • Решать задачи на «матование» короля в 1 ход;
  • Видеть одноходовые удары своих, чужих фигур и пешек и определять связанные фигуры и пешки при решении задач-миниатюр;
  • Самостоятельно, соблюдая правила вести шахматную партию.

За правильный ответ на контрольный вопрос учащийся получает 1 бал, за решение простой шахматной задачи – 1 бал, за выполнение практического задания – 1 бал. (Сложные вопросы, задачи, задания оцениваются в 2 бала). При выполнении контрольных заданий в виде тестов (см. Приложение В1), количество балов за тесты, может быть увеличено, за счет дополнительных заданий. При текущем контроле, вопросы и задания группируются по конкретным учебным темам или подразделам учебного плана. При итоговом контроле, вопросы и задания группируются по пяти важным разделам годового учебного плана. Для определения уровня знаний, умений по каждому важному разделу определяется процентное отношение правильных и неправильных ответов (решений). Если отношение 30% и менее - уровень низкий (0 баллов), от 30% до 70% - уровень средний (1 балл), выше 70% - уровень высокий (2 балла). Максимальное количество баллов на итоговом контроле, определяется количеством контрольных элементов проверки, как правило не более – 10, без учета дополнительных критериев оценивания.

Результаты освоения учебной темы, раздела, модуля образовательной программы обучающимися заносятся в оценочную таблицу, по которой можно определить уровень (см. Приложение А1):

  • полностью освоившие программу или тематическую часть – высокий уровень (8-10 баллов);
  • освоивших программу (часть) не в полном объеме – средний уровень (4-7 баллов);
  • освоивших программу (часть) в минимальном объеме – низкий уровень, ниже среднего (0-3 балла).

Дополнительный критерий оценивания уровня усвоения образовательной программы – результаты на турнирах.

 

Уровневая дифференциация образовательной программы.

При разработке программы были учтены требования Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р, в которой прописано, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость. Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого учащегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Настоящая программа используется на первом этапе обучения детей и входит в состав комплекса разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ образовательного объединения - шахматной студии «Белая ладья», в котором предусмотрено обучение в три этапа (для каждого этапа своя программа) по трем уровням подготовки и освоения программы (начальный, базовый и углубленный). Уровень освоения настоящей программы – начальный (ознакомительный).

К начальному (ознакомительному) уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются обучающимся в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 3 месяцев, время обучения – от 1 до 3 часов в неделю. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

 

Учебный план

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теорети-ческие

практи-ческие

1.

Исторический обзор развития шахмат

2

1

1

Контр. опрос, собеседование

2.

Первоначальные сведения о шахматной игре

Контр. опрос, собеседование, наблюдение за выполнением учебных заданий

2.1.

Цель игры. Шахматная доска и фигуры

2

1

1

2.2.

Как ходят фигуры (Ладья. Слон. Ферзь. Король. Конь. Пешка. Превращение пешки. Рокировка)

8

4

4

2.3.

Взятие фигур и пешек противника

4

2

2

2.4.

Шах (вскрытый, двойной, способы защиты от шаха) и мат

4

2

2

2.5.

Ничья. Пат. Вечный шах. «Бешеная» фигура. Правило 50-ти ходов. Троекратное повторение позиции. Повторение ходов

4

2

2

2.6.

Сравнительная сила фигур. Нападение. Защита. Размен. Материальное преимущество. Качество

4

2

2

2.7.

Шахматная нотация. Шахматная терминология

2

1

1

2.8.

О некоторых принципах шахматной игры на примерах коротких партий. «Детский» мат

8

4

4

2.9.

Выбор объекта для нападения (атака малоподвижных и связанных фигур)

4

2

2

2.10.

Пешки охрана короля

2

1

1

2.11.

Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль)

2

1

1

2.12.

О правилах поведения во время игры. Официальные правила шахматных соревнований (выполнение ходов, завершение партии, учет результатов)

2

1

1

3.

Элементы шахматных окончаний

Контр. опрос, собеседование, наблюдение за выполнением учебных заданий

3.1.

Типичные матовые позиции

6

3

3

3.2.

Мат одинокому королю тяжелыми фигурами (ферзем и ладьей, двумя ладьями, ферзем, ладьей)

12

6

6

3.3.

Мат одинокому королю легкими фигурами (двумя слонами, слоном и конем)

12

6

6

3.4.

Мат одинокому королю непосильная задача для двух коней

2

1

1

3.5.

Ферзь против ладьи

2

1

1

3.6.

Ферзь против слона

2

1

1

3.7.

Ферзь против коня

2

1

1

3.8.

Ферзь против пешки

2

1

1

4.

Тренировочные партии

40

-

40

Наблюдение, разбор результатов

5.

Сеансы одновременной игры

4

-

4

Наблюдение, разбор результатов

6.

Конкурсы решения задач

8

-

8

Контрольный опрос, наблюдение, анализ и разбор результатов

7.

Командные встречи с коллективами других групп

4

-

4

Наблюдение, разбор результатов

 

Итого:

144

44

100

 

               

 

Содержание

(144 часа, 2раза в неделю по 2 часа)

Исторический обзор развития шахмат.

Теория. Вводная часть: организационные вопросы участия учащихся в деятельности студии в учебном году (порядок проведения и виды учебных занятий, мероприятия, учебный план, инструктаж по ТБ, правила поведения в лагере).  Легенда о происхождении шахмат. Гипотезы о происхождении шахмат. Распространение шахмат на Востоке. Проникновение шахмат в Европу.

Практика. Знакомство с кабинетом, учебным инвентарем с отработкой правил использования учебного и вспомогательного оборудования, инвентаря и поведения на занятиях и во время перерывов. Порядок расстановки, использования и возврата на хранение шахматного комплекта на своем рабочем (учебном) месте.

Планируемые результаты. Обучающиеся познакомятся с историей возникновения и развития шахмат, получат начальные представления о технике безопасной учебной деятельности, об общей культуре общения и поведения в группе, студии, на основе общечеловеческих ценностей, этических норм и правил, принятых в обществе и в организации дополнительного образования.

Формы контроля. Беседа, наблюдение, контрольный опрос.

Начальные сведения о шахматной игре.

Теория.  Изучение шахматных правил, знакомство с основными понятиями, терминами, обозначениями. Цель игры. Шахматная доска и фигуры. Как ходят фигуры (Ладья. Слон. Ферзь. Король. Конь. Пешка. Превращение пешки. Рокировка). Взятие фигур и пешек противника. Шах (вскрытый, двойной, способы защиты от шаха) и мат. Ничья. Пат. Вечный шах. «Бешеная» фигура. Правило 50-ти ходов. Троекратное повторение позиции. Повторение ходов. Сравнительная сила фигур. Нападение. Защита. Размен. Материальное преимущество. Качество. Шахматная нотация. Шахматная терминология. О некоторых принципах шахматной игры на примерах коротких партий. «Детский» мат. Выбор объекта для нападения (атака малоподвижных и связанных фигур). Пешки охрана короля. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). О правилах поведения во время игры. Официальные правила шахматных соревнований (выполнение ходов, завершение партии, учет результатов).

Практика. Расстановка и передвижение шахматных фигур по доске в соответствии с изученными правилами и понятиями. Отработка взаимодействия с партнером при разыгрывании учебных примеров и партий, решении шахматных заданий и задач.

Планируемые результаты. Обучающиеся получат первоначальные представления о теории шахмат и практике ведения шахматной борьбы, приобретут начальные знания об основных понятиях, терминах, положениях шахматных правил, символах и обозначениях шахматной нотации, приобретут первоначальные навыки выполнения простых заданий с использованием шахматной терминологии в соответствии с изученными правилами и понятиями шахматной игры.

Формы контроля. Наблюдение за выполнением учебных заданий, собеседование (обсуждение выполняемых действий), контрольный опрос.

Элементы шахматных окончаний.

Теория. Изучение простых теоретических позиций эндшпиля и способов их разрешения с целью постановки сопернику мата (выигрыш) или нахождения спасения в положении, где у соперника преимущество, но правильные оборонительные действия не позволяют ему выиграть (игра на ничью). Типичные матовые позиции. Мат одинокому королю тяжелыми фигурами (ферзем и ладьей, двумя ладьями, ферзем, ладьей). Мат одинокому королю легкими фигурами (двумя слонами, слоном и конем). Мат одинокому королю непосильная задача для двух коней. Ферзь против ладьи. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ферзь против пешки.

Практика. Расстановка простых примеров шахматных окончаний за доской с партнером, разбор правильных действий и ошибочных ходов при выполнении учебных заданий. Отработка техники разыгрывания элементарных окончаний с использованием шахматных часов.

Планируемые результаты. Обучающиеся получат первоначальные сведения о характере игры в завершающей стадии шахматной партии, приобретут первоначальные навыки разыгрывания элементарных окончаний и простых позиций, самостоятельной игры в шахматной партии.

Формы контроля. Наблюдение за выполнением учебных заданий, собеседование (обсуждение выполняемых действий), контрольный опрос, технический контроль-тест (сдача норматива по разыгрыванию элементарных окончаний на время).

Тренировочные партии.

Практика. Игра с разными партнерами, для практического закрепления полученных знаний. Сочетание свободного, случайного (жеребьевка) и указанного тренером выбора соперника при составлении игровых пар. Разыгрывание учебных и тематических позиций. Групповой анализ сыгранных партий и учебных примеров.

Планируемые результаты. Обучающиеся закрепят полученные начальные знания о правилах игры, основных понятиях, терминологии и порядке коммуникации (спортивном этикете) в течение шахматной партии. Приобретут начальные навыки участия в соревнованиях.

Формы контроля. Наблюдение, разбор результатов.

Сеансы одновременной игры.

Практика. Игра против тренера. Разыгрывание учебных и тематических позиций с тренером.

Планируемые результаты. Обучающиеся закрепят полученные начальные знания о правилах игры, основных понятиях, терминологии и порядке коммуникации (спортивном этикете) в течение шахматной партии. Откорректируют порядок выбора лучшего хода в учебных позициях, с учетом критических замечаний тренера. Приобретут начальные навыки участия в соревнованиях.

Формы контроля. Наблюдение, разбор результатов.

Конкурсы решения задач.

Практика. Конкурсы решения задач-миниатюр, специальных графических примеров («проложи путь», «найди выход из лабиринта», «сними часовых», «захвати контрольное поле» и др.).

Планируемые результаты. Обучающиеся получат начальный практический опыт для развития тактического зрения (умение видеть одноходовые удары своих и чужих фигур и пешек, определение связанных фигур и пешек), а также мотивации к тренировке, в игровой форме, логики, памяти, внимания, начальных проявлений инициативы и пространственного мышления, самообладания.

Формы контроля. Наблюдение, анализ и разбор результатов, контрольный опрос (тестирование).

Командные встречи с коллективами других групп.

Практика. Проведение различных тематических тренировочных и регламентированных командных соревнований, групповых и межгрупповых.

 Планируемые результаты. Обучающиеся получат первоначальные навыки участия в командных соревнованиях. Получат развитие на начальном уровне способностей к групповой, совместной деятельности на основе взаимопомощи и состязательности.

Формы контроля. Наблюдение, разбор результатов.

 

 Календарный учебный график

 

Режим деятельности

Разноуровневая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы: первые шаги. Начальный уровень»

1.

Начало учебного года

4 июня

2.

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель

3.

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю

4.

Количество часов

144 часа

5.

Окончание учебного года

04 марта

6.

Период реализации программы

(1 год)

04.06.2024 г. – 04.03.2025 г.

 

 

Рабочая программа воспитания

Цель программы: личностное развитие учащихся средствами физкультурно-спортивной деятельности шахматного направления.

  Задачи программы:

Для детей младшего возраста:

  • Формирование начальных представлений об общей культуре общения и поведения в группе, студии, учебном заведении, социуме, на основе общечеловеческих ценностей, этических норм и правил, принятых в обществе и в организации дополнительного образования;
  • Воспитание чувства ответственности и трудолюбия, понимания специфики спортивного занятия и связанной с ней дисциплины поведения при выполнении групповых или индивидуальных заданий, участии в соревнованиях, выполнении спортивных нормативов;
  • Воспитание чувства ответственности и понимания необходимости бережного отношения к окружающему пространству, спортивному, учебному и вспомогательному инвентарю;
  • Формирование начальных представлений о навыках здорового образа жизни с учетом соблюдения гигиенических норм и санитарных правил, на примерах высоких достижений выдающихся спортсменов.

Для детей среднего возраста:

Формирование ценностных отношений:

  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья, к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимо-поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

 

Для детей старшего возраста:

Формирование и приобретение опыта:

  • опыта дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких, поддержку друзей, партнеров по обучению, по спортивной команде, напарников по тренировке и игре;
  • опыта дел, направленных на пользу своему родному городу, учебному заведению, творческому объединению (студии), опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции;
  • опыта самостоятельного приобретения новых знаний, отработки специальных навыков, выполнения спортивных нормативов, получения спортивных разрядов, участия и достижения побед в спортивных соревнованиях;
  • опыта ведения здорового образа жизни, соблюдения режима, поддержания спортивной формы и заботы о здоровье других людей.

 

Виды, формы и содержание деятельности.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений – тематических модулей воспитывающей деятельности:

 Модуль «Традиционные дела Центра».

  • участие в ключевых традиционных делах учреждения (программы воспитательной системы: «Дни культуры здоровья», «Психолого-педагогическое сопровождение», «Я – гражданин России», «Семья», «Юные дарованья», «Каникулы» и традиционные праздники);
  • участие в социальных проектах, акциях, волонтерских движениях;
  • участие в конкурсах, фестивалях и ежегодных шахматных соревнованиях МАУ ДСЦО и ОД и П им. В. Терешковой. Первенство города среди учащихся детских центров, турнир на День защитника Отечества.

Модуль «Творческие дела студии»

Включает традиции студии (порядок на шахматной доске, в учебе и жизни), правила общения, профилактические беседы, социальные акции, проекты, организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям: шефство опытных спортсменов над новичками в рамках объединенных практических занятий с коллективами других групп (гандикап-турниры, тематические баттлы, пара на пару (шведские шахматы)), участие в акциях, направленных на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей.

Модуль «Профессиональное и социально-личностное воспитание» Формы профессиональной ориентации, используемые в объединении: встречи с выпускниками студии, экскурсии, мастер-классы, консультирование, диагностика, наставничество (открытые занятия, в которых в качестве преподавателей выступают опытные обучающиеся старших групп). Подготовка и участие в выездных соревнованиях и on-line соревнованиях.

 

Модуль «Медиа группа Центра»

Формы информационного продвижения ценностей Центра, студии, осуществление видеосъемки, создание роликов, клипов с акцентом на патриотическое воспитание, экологическое.

Модуль «Работа с родителями»

Формы организации совместной культурно-досуговой деятельности:          педагогическое просвещение родителей;         взаимодействие с родителями посредством сайта учреждения, сообщества в социальной сети и в групповых чатах.

 

Планируемые результаты.

Для детей младшего возраста:

  • Сформированность начальных представлений об общей культуре общения и поведения в группе, студии, учебном заведении, социуме, на основе общечеловеческих ценностей, этических норм и правил, принятых в обществе и в организации дополнительного образования;
  • Сформированность чувства ответственности и стремления к трудолюбию, основанных на понимании специфики спортивного занятия и связанной с ним дисциплины поведения при выполнении групповых или индивидуальных заданий, участии в соревнованиях, выполнении спортивных нормативов;
  • Сформированность чувства ответственности и понимания необходимости бережного отношения к окружающему пространству, спортивному, учебному и вспомогательному инвентарю;
  • Сформированность начальных представлений о навыках здорового образа жизни с учетом соблюдения гигиенических норм и санитарных правил, на примерах высоких достижений выдающихся спортсменов.

Для детей среднего возраста:

Сформированность ценностных отношений:

  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья, к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

 

Для детей старшего возраста:

Сформированность и приобретение:

  • опыта дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких, поддержку друзей, партнеров по обучению, по спортивной команде, напарников по тренировке и игре;
  • опыта дел, направленных на пользу своему родному городу, учебному заведению, творческому объединению (студии), опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции;
  • опыта самостоятельного приобретения новых знаний, отработки специальных навыков, выполнения спортивных нормативов, получения спортивных разрядов, участия и достижения побед в спортивных соревнованиях;
  • опыта ведения здорового образа жизни, соблюдения режима, поддержания спортивной формы и заботы о здоровье других людей.

 

Календарный план воспитательной работы.

(см. Приложение ВР).

Список литературы

Нормативные документы

  1.  Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р
  2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые). – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
  3.  Положение о порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, участия педагогических работников в разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, методических материалов и других компонентов дополнительных общеобразовательных программ в МАУ ДСЦО и ОД и П им. В. Терешковой.
  4. Положение о режиме дня МАУ ДСЦО и ОД и П им. В. Терешковой.
  5.  Положение о формах периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МАУ ДСЦО и ОД и П им. В. Терешковой
  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. – Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»
  8. СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года.
  9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  11. Шаблон дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Региональный модельный центр Калининградской области.

Для педагога дополнительного образования:

  1. Блох М. «Наставления гроссмейстера. Учебник шахмат. Задачник. Справочник». М. Дайв. 2012г.
  2. Гришин В.Г.   «Малыши играют в шахматы»: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы ―   М. Просвещение, 1991.
  3. Журавлев Н.И.   «Шаг за шагом» М. ФиС, 1986.
  4. Калиниченко Н.М. «Большой учебник шахматной игры». ЭКСМО. 2014г.
  5. Костьев А.Н.   «Уроки шахмат»: Метод. материал для работы с детьми   М. ФиС, 1984.
  6. Костьев А.Н.   «Учителю о шахматах»: Пособие для учителя ― М. Просвещение, 1986.
  7. Костьев А.Н.   «Шахматный кружок в школе и пионерском лагере»: Метод. материал для работы с детьми ― М. ФиС, 1980.
  8. Попов В. «Шахматы. Работа над ошибками». с. «Шахматный университет». 2010г.
  9. Чехов В., Архипов С., Комляков В. «Программа подготовки шахматистов IV-II разрядов». М. «Можайский полиграфкомбинат». 2007г.
  10. «25 уроков для начинающих»: Методические материалы Сергея Позина в разделе «Ступени» ― «ШАХМАТНАЯ НЕДЕЛЯ» ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА №№ 9÷13, 15÷26, 30÷31,
    33÷ 36, (Март-Сентябрь), 2004.
  11. «Теория и практика шахматной игры» Научн.-метод. и практ. пособие/ Под ред. Я.Б. Эстрина ― 2-е изд., перераб. и доп. ― М., Высш. шк., 1984.
  12. «Шахматы»: Правила соревнований» М. Терра-Спорт, 2001.

Для обучающихся и родителей:

  1. Авербах Ю., Бейлин М.   «Шахматный самоучитель» М. ФиС, 1976.
  2. Волокитин А., Грабинский В. «Самоучитель для вундеркиндов». М. РИПОЛ классик. 2009г.
  3. Калинин А.В. «Шахматы. Как тренироваться будущим мастерам» с. «Шахматный университет». 2015г.
  4. Конотоп В.А., Конотоп С.В. «Мат в один ход» учебное пособие для начинающих шахматистов, М. 2011г.
  5. Левенфиш Г.Я.   «Книга начинающего шахматиста»: Учебное пособие ― М. ФиС, 1957.

Интернет-ресурсы:

  1. Курс «Мат в один ход (шахматные задачи)» - https://learn.chessking.com/learning/course/38
  2. Курс «Обучение шахматам - от простого к сложному» - https://learn.chessking.com/learning/course/1;
  3. Курс «Простые взятия (шахматные задачи)» - https://learn.chessking.com/learning/course/30;
  4. Курс «Шахматная тактика для начинающих» - https://learn.chessking.com/learning/course/8
  5. Курс «Шахматная школа для начинающих» - https://learn.chessking.com/learning/course/39;
238560, Калининградская обл., г. Светлогорск,
ул. Солнечная, д. 4
ежедневно
с 09:00 до 19:00
Записаться сейчас
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Возраст ребенка:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо!
Форма отправлена