ПРИНЯТО
На педагогическом совете
Протокол №___ от «___»_____ 2022г.
|
УТВЕРЖДАЮ:
директор МАУ ДСЦО
и ОД и П им. В. Терешковой _________________ В.К. Чернуха
«____»________2022 г.
|
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ в
МАУ ДСЦО и ОД и П им. В. Терешковой
на 2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка................................................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
-
-
Особенности воспитательного процесса в ДСЦО и ОД и П им. В. Терешковой …... 4
-
Цель программы воспитания........................................................................................... 5
-
Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания............. 6
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
-
-
-
-
-
-
Общие требования к условиям реализации программы воспитания ....................... 11
-
Нормативно-методическое обеспечение реализации программы............................. 12
-
Материально-техническое обеспечение реализации программы.............................. 13
-
Календарный план воспитательной работы................................................................. 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания является обязательной частью основной программы Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социально-коммуникативного развития детей и молодежи.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными стандартами находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов: положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Кроме того, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п..
В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками.
Программа воспитания включает в себя три основных раздела:
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания;
Раздел 2. Содержание программы воспитания;
Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания.
Программа воспитания содержит вариативные модули:
-
Модуль 1 - «Основы здорового образа жизни»
-
Модуль 2 - «Экологическое воспитание»
-
Модуль 3 - «Трудовое воспитание и ранняя профориентация»
-
Модуль 4 - «Патриотическое воспитание»
-
Модуль 5 - «Конкурсное движение»
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
-
-
Особенности воспитательного процесса
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети отдыхают в центре, можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни детей в лагере, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к окружающему миру, к другим людям.
Основной целью воспитательной работы учреждения является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
Процесс воспитания в лагере основывается на следующих принципах взаимодействия воспитателей и воспитанников:
-
позитивная социализация (предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми и направлено на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
-
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников лагеря) и детей, является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в лагере, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития;
-
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений, то есть активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы воспитания;
-
партнерство лагеря с семьей - сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в воспитательной работе является важнейшим принципом воспитательной программы.
-
сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
Основными традициями воспитания в организации являются следующие:
-
стержнем годового цикла воспитательной работы являются ключевые мероприятия лагеря и мероприятия «Примерного календарного плана воспитательной работы на 2021\2022 учебный год», коллективные дела отряда под руководством воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
-
важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта (коллективного или индивидуального каждого участника);
-
в проведении мероприятий смены в лагере поощряется помощь старших отрядов младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле;
-
педагогические работники ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе;
-
ключевой фигурой воспитания в лагере является воспитатель отряда, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции, поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка.
Интеграция семейного и внешкольного (в лагере) воспитания – одно из главных направлений работы лагеря, так как цель этой работы - сохранение приоритета семейного воспитания, привлечение семей к участию в воспитательном процессе. С этой целью в ходе смены проводятся родительские дни, беседы, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, тематические стенды, фотовыставки на сайте лагеря и др.).
-
-
Цель и задачи программы воспитания
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель воспитания в учреждении – личностное развитие ребенка школьного возраста, проявляющееся:
− в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний);
− в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их социально значимых отношений);
− в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально значимых дел).
Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей и молодежи.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям детей и молодежи.
В воспитании детей младшего школьного возраста
Обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и других формах активности.
Задачи:
-
развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;
-
сформировать коммуникативную и социальную компетентности;
-
развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
-
содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
-
– сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогают убирать участок), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой;
-
сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн).
В воспитании молодежи старшего школьного возраста:
Обеспечение развития общей культуры личности подростка, интеллектуально- познавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических качеств.
Задачи:
-
обогащать представления подростка о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;
-
поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление молодежного (подросткового) сообщества;
-
воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма;
-
углублять представления подростков о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни;
-
сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы;
-
развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов;
-
поощрять проявления морально-волевых качеств.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения.
-
-
Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности. Результаты достижения цели воспитания можно представить в виде описательной модели.
Портрет Гражданина России 2035 года
1. Патриотизм
Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире.
Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия традиционных духовно- нравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества, уважения к традиционным религиям России.
Уважающий прошлое родной страны и устремлённый в будущее.
2. Гражданская позиция и правосознание
Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания.
3. Социальная направленность и зрелость
Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке
4.Интеллектуальная самостоятельность Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов.
5. Экономическая активность
Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной деятельности.
6. Коммуникация и сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
7. Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности.
Планируемые результаты воспитания детей и подростков
В процессе воспитания предполагается достижение следующих результатов, основаных на целевых ориентирах:
1. Патриотизм
Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире.
Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к
2. Гражданская позиция и
правосознание
Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных
целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания.
3. Социальная направленность и зрелость
Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и
достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности, сочувствие и деятельное сострадание к другим людям. Сознательно и творчески проектирующий свой жизненный путь, использующий для разрешения проблем и достижения целей средства саморегуляции, самоорганизации и рефлексии.
4. Интеллектуальная самостоятельность
Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов.
5. Зрелое сетевое поведение Эффективно и уверенно осуществляющий сетевую коммуникацию и взаимодействие на основе правил сетевой культуры и сетевой этики, управляющий собственной репутацией в сетевой среде, формирующий «здоровый» цифровой след.
6. Экономическая активность Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной деятельности.
7. Коммуникация и сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе в составе команды); уверенно выражающий свои мысли различными способами на русском и родном языке.
8. Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности.
9. Мобильность и устойчивость
Сохраняющий внутреннюю устойчивость в динамично меняющихся и непредсказуемых условиях, гибко адаптирующийся к изменениям, проявляющий социальную, профессиональную и образовательную мобильность, в том числе в форме непрерывного самообразования и самосовершенствования.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».
Содержание Программы воспитания реализуется по основным направлениям развития:
− социально-коммуникативное развитие;
− познавательное развитие;
− художественно-эстетическое развитие;
− физическое развитие.
2.2 Виды, формы и содержание деятельности
Виды деятельности:
-
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
-
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
-
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
-
восприятие художественной литературы и фольклора,
-
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
-
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
-
природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
-
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения);
-
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Формы организации деятельности
-
игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие;
-
тематический модуль, коллекционирование,
-
чтение, беседа/разговор, ситуации,
-
конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,
-
проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки.
-
мастерская, клубный час,
-
праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования,
-
театрализованные игры, инсценировки.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках ниже перечисленных направлениях воспитательной работы , каждое из которых представлено в соответствующем модуле.
2.3 Направления реализации программы воспитания
МОДУЛЬ 1 «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
- создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек;
- предоставление детям, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
- использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
- содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
МОДУЛЬ 2 «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей, направленный не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. В связи с этим на базе учреждения реализуется образовательный проект «Экологическое воспитание».
Проект даёт возможность формировать осознанно- правильное отношение к природе, природным явлениям. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, эмоциональном отношении к ней, знакомстве и знаниях особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают новую информацию о живой и неживой природе, её представителях, знакомятся с народными приметами, литературными произведениями, через которые познают красоту окружающего мира, выполняют различные трудовые поручения что даёт возможность понять меру собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений и животных, необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию что человек – часть природы.
Деятельность в контексте проекта, это путешествия в природу, главным содержанием которых является знакомство с живой природой родного края, с местными обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по охране природы родного края, города.
Методическая составляющая базируется на основе парциальной программы
«Юный эколог» С. Н. Николаевой. Данная программа ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и на территории окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность. Процесс осознанно-правильного отношения к природе сопровождается различными видами детской деятельности
(игровой, подвижной, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, коммуникативной).
Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых – воспитателей и детей.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
-
воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
-
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
-
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
-
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
-
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая.
МОДУЛЬ 4 «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Гражданское воспитание включает:
-
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
-
развитие культуры межнационального общения;
-
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
-
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
-
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
-
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
-
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
-
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
МОДУЛЬ 5 «КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Для каждого учреждения важным фактором является участие в конкурсном движении.
Через конкурсное движение , через весь комплекс мероприятий, проводимых в рамках конкурсов, педагогический коллектив решает для себя важную задачу по воспитанию.
Направления деятельности воспитателя по реализации задач воспитания:
-
установление партнѐрских взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками;
-
поддержка детской инициативы и самостоятельности;
-
добровольное участие детей в конкурсах;
-
поиск новых увлечений и раскрытие способностей.
Формы организации конкурсного движения для решения воспитательных задач: конкурсы детского творчества, смотры-конкурсы, фестивали, разработка и защита проектов, соревнования.
-
-
Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих:
− обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной среды;
− оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;
− создание уклада учреждения, отражающего сформированность в ней готовности всех участников воспитательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности.
-
-
Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.
1.Байкова Л.А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Система деятельности педагога - воспитателя // Классный руководитель, 2004. № 4.
2. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред В.А Березиной, О.И. Волжиной, И А Зимней -М : Вентана-Графф, 2002.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред Е.Н. Степанова -М.: ТЦ «Сфера», 2000.
4.Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии // Под ред. Н. Е. Щурковой - М.: Новая школа, 2003.Гуткина Л Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
5. Диагностика и анализ воспитательной работы // Классный руководитель 2001, № 2.
6. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990
7. Кабуш В. Т, Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Минск, 1995.
8.Капустин Н.П. Педагогический анализ воспитательной работы в школе // Классный руководитель 2000, № 2
9. Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). - М: Педагогическое общество России, 2000.
10. Махов Ф. С. Кого и как мы растим?: Ступени воспитания ребенка Теория и практика. - СПб: Каро, 2002
11. Мешкова Т. Г Роль воспитательного пространства в условиях взаимодействия школы, семьи, внешкольных учреждений в развитии ученика // Классный руководитель 2000. № 8.
12.. Молодцова Л В Модели организации педагогических советов по вопросам воспитательной работы // Классный руководитель 2000. № 7
13. Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе - М: Центр «Педагогический поиск», 2000.
14. 38. Старикова Е. Система воспитательной работы в режиме эксперимента // Учитель 2001 №1.
15. Фадеева Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие - М : ЦГЛ, 2003.
16. Щуркова Н. Е. Новое воспитание - М: Педагогическое общество России, 2000
3.3. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания
Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса соответствует Требованиям к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы воспитания. Технические средства обучения и воспитания в полной мере отвечают поставленной воспитывающей цели, задачам, видам, формам, методам, средствам и содержанию воспитательной деятельности, учитывают специфику, специальные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и соответствуют установленным государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам.
Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в лагере - обеспечить всестороннее развитие детей, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности.
Среда обеспечивает:
-
наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков;
-
учёт возрастных особенностей детей и молодежи.
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации Программы воспитания:
-
подбор художественной литературы;
-
подбор видео и аудиоматериалов;
-
подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.);
-
наличие демонстрационных технических средств (экран, телевизор, ноутбук, колонки и т.п.);
-
подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);
-
подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).
Материально-техническое оснащение развивающей предметно- пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы на текущий оздоровительный сезон.