Муниципальное автономное учреждение г. Калининграда «Детский спортивный центр отдыха и оздоровления детей и подростков им. В.Терешковой»
Рассмотрена и одобрена на заседании Педагогического совета МАУ ДСЦО и ОД и П им. В. Терешковой «_30_ » _05_ 2023 года, протокол № 1 |
УТВЕРЖДАЮ Директор МАУ ДСЦО и ОД и П
В.К. Чернуха «__30__» 05__ 2023 г. |
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка |
3 |
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ |
5 |
1.1. Цель и задачи воспитания |
5 |
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности |
6 |
1.3. Основные направления воспитания |
7 |
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности |
8 |
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
10 |
2.1. Модуль «Будущее России» |
10 |
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря» |
11 |
2.3. Модуль «Отрядная работа» |
11 |
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)» |
12 |
2.5. Модуль «Самоуправление» |
13 |
2.6. Модуль «Дополнительное образование» 2.7 Модуль «Здоровый образ жизни» |
13 |
2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» |
15 |
2.9. Модуль «Профилактика и безопасность» |
16 |
2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями» |
16 |
2.11. Модуль «Работа с родителями» |
17 |
2.12. Модуль «Экскурсии и походы» |
17 |
2.13. Модуль «Профориентация» |
18 |
2.14. Модуль «Детское медиа-пространство» |
18 |
2.15. Модуль «Цифровая среда воспитания» |
19 |
2.16. Модуль «Социальное партнерство» |
20 |
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
21 |
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности |
21 |
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания |
24 |
Приложения |
26 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в соответствии с нормативно-правовыми документами:
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
вступила в силу для СССР 15.09.1990).
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года.
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).
Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к организациям отдыха детей и их оздоровления (далее – детский лагерь) относятся организации (независимо от их организационно-правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей: организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности.
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-
нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.
Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.
Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель программы:
- создание условий, обеспечивающих полноценный активный отдых детей, их оздоровление и всестороннее развитие, с учётом психофизиологических особенностей, индивидуальных возможностей, способностей и желаний каждого ребенка.
- формирование социальных, психологических, эмоциональных и других навыков, как основы для дальнейшего самосовершенствования.
Задачи программы:
Обучающие:
самообслуживания у детей;
Воспитательные:
Развивающие:
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Методологической основой Программы воспитания являются антропологический,
культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие
среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
- детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Вожатый».
В ходе реализации смен используются различные методики проведения мероприятий.
Основные методики реализации программы:
В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности.
Участие в конкурсах позволяет ребенку:
- сформировать адекватную самооценку;
- развить свои волевые качества;
- самоопределиться в мире увлечений и профессий;
- воспитать свой эстетический вкус;
- развить коммуникативные возможности;
- приобрести навык совместной деятельности.
1 стадия – вместе организуем;
2 стадия - вместе планируем;
3 стадия - вместе готовим дело;
4 стадия – вместе проводим;
5 стадия - вместе подводим итоги.
3. Методика работы в группах:
Этапы:
1- объединение детей в группы (принципы: по интересам; по эмоционально-психологической совместимости);
2 – выборы лидера группы;
3– выполнение общей задачи (конкретного дела);
4 презентация итогов работу сообществу друзей;
5 анализ достигнутых результатов.
4. Методика работы разновозрастных команд (формируются ситуативно)
Цель: организация взаимодействия старших и младших (традиция семьи);
Правила формирования отряда:
- старшие объединяются в группы по интересам и эмоционально-психологической совместимости;
- старшие приглашают к себе в «семью» младших (выбор – за младшими);
- реализуется принцип сотворчества старших и младших.
1.3. Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
воспитательной деятельности;
делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
социальных ролей;
межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
коллектива;
объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в
кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой
общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет
дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».
На их основе реализуются основные традиции воспитания в детском лагере.
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях. Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы[1], утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом аправлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
(обязательные для всех детских лагерей)
2.1. Модуль «Будущее России»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
- Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:
1 июня - День защиты детей;
6 июня - день русского языка;
9 июня - 350 лет со дня рождения Петра I;
12 июня - День России;
22 июня - День памяти и скорби;
27 июня -День молодежи;
8 июля - День семьи, любви и верности;
14 августа - День физкультурника;
22 августа - День государственного флага Российской Федерации; 27 августа - День российского кино.
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в
которых принимает участие большая часть детей.
Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий детского лагеря
предусматривает:
основных государственных и народных праздников, памятных дат.
2.3. Модуль «Отрядная работа»
Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную работу с детьми
вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы
необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:
период не превышает 21 дня.
деятельность.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского
коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.
Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
смены, результатов;
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие
коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными.
Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.
2.5. Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.
На уровне детского лагеря:
- работа творческих и инициативных групп;
- работа проектных бюро в рамках «Медиашколы».
Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя:
Высшим органом самоуправления является совет лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда:
- через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.
В ходе смены, в отрядах используется метод чередования творческих поручений (ЧТП).
2.6. Модуль «Дополнительное образование»
Направленная деятельность представлена кружками и проектами различных направлений:
Кружки и студии данной направленности созданы для детей разных возрастных категорий. Они ориентированы на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, их художественных способностей в избранных видах искусства и служат средством организации свободного времени.
Формируют процесс творческого самовыражения и общения детей.
Целями и задачами данных кружков является накопление детьми и подростками нового положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения.
Они развивают у подростков социально значимый комплекс жизненно важных навыков, способствуют формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии, развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, помогают познать свои внутренние психологические характеристики, собственные таланты, положительные качества, учат общению, как работать над собой и разрешать различные жизненные ситуации.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей.
Кружки по экологии имеют своей целью развитие у детей навыков изучения, исследования, сохранения живой природы и рассчитаны на обучающихся среднего и старшего возраста, которые получают возможность проводить научные исследования различной степени сложности, развивать мышление, осознанно подходить к выбору будущей профессии.
Целями и задачами данных секций является приобщение детей и подростков к навыкам здорового образа жизни, подготовка учащихся к соревнованиям, приобщению к спортивномассовой работе, развитие интереса к видам спорта, занятость детей во второй половине дня и отвлечение их от улицы. Занятия спортом содействуют гармоничному физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья занимающихся.
Особое внимание уделяется развитию личностных качеств ребят на историческом примере боевых и трудовых подвигов народа, формированию у детей и подростков не только чувства патриотизма, любви к Родине, но и личностно – значимых качеств, умений и готовности заботиться о сохранении культурно – исторического наследия, высокой ответственности и дисциплины.
2). Проектная деятельность «Дети – детям».
Проектная работа позволяет развивать социальные, лидерские, интеллектуальные компетенции. Проект имитирует реальную работу в профессиональном коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие роли. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:
2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного
отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.
церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов,
создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:
Программа предусматривает коллективные и индивидуальные занятия с детьми.
В условиях оздоровительного лагеря личностно – ориентированное сопровождение (психолого-педагогическое) направлено на создание социально-психологических условий, обеспечивающих, с одной стороны, реализацию базовых потребностей детей и подростков (оптимальную адаптацию детей с первых дней пребывания в лагере, обеспечение социальной и психологической безопасности), с другой стороны, возможность удовлетворения социальных потребностей воспитанников, помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с пребыванием в непривычных условиях лагеря произвольности эмоционально-волевой регуляции поведения, организованности, самостоятельности детей, умение вписаться в новую систему требований, снижение ситуативной и личностной тревожности, необходимость длительной межличностной коммуникации со сверстниками. а также на удовлетворение потребности в самореализации, творческом самораскрытии детей и подростков, реализацию личных замыслов, притязаний, возможность самовыражения через участие в интересных жизненных событиях лагеря.
- Тренировочные мероприятия с привлечением постоянных партеров отряда МЧС «Берег»,
а так же, посещение их базы с интерактивной экскурсией и лекцией о безопасном поведении на воде и дома.
2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным участником системы детсковзрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с вожатого, раскрывается через вожатого. Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.
В учреждении предусмотрены выездные семинары для вожатых реализующих
программу лагеря. Семинар проходит в течении 2-3 дней, главная задача познакомить вожатых и воспитателей, педагогов дополнительного образования с традициями, ценностями, корпоративными требованиями и конечно с программой отдыха детей.
Семинар проводится администрацией лагеря с привлечением экспертов в сфере детского
отдыха.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
2.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих
видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
Среди множества задач, которые мы ставим перед собой, особое внимание всегда
уделяется информационной открытости. Социальные сети, различные мессенджеры, сайты - всё создаётся для того чтобы сделать педагогический процесс максимально эффективным и открытым.
В этом году к традиционным формам взаимодействия с родителями, мы решили
добавить новые: Рубрика «Дела отрядные», где вожатые, а в старших отрядах и сами дети рассказывают о КТД в отрядах и сопровождают свои рассказы фото и видео материалами;
На индивидуальном уровне:
− создание и ведение в течении смены односторонних чатов с родителями в социальных сетях или доступных мессенджерах;
− работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
− индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
2.12. Модуль «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий, и реализация их воспитательного потенциала. Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях.
С этой целью в лагере организуются однодневные туристские походы, экологические тропы. На экскурсиях, в походах чаще всего к морю вдоль берега создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
2.13. Модуль «Профориентация» Профориентационная работа в лагере реализуется за счет:
2.14. Модуль «Детское медиапространство»
Медиапространство в лагере представлено клубами «Медиашкола»:
В лагере функционирует свое радиовещание, где ведущими и авторами подкастов являются сами дети.
В результате работы клубов ребята участвуют в создании собственных проектов, которые в последствии участвуют в конкурсе проектов на уровне лагеря, в фестивалях и конкурсах проводимых в регионе.
2.15. Модуль «Цифровая среда воспитания»
Цифровая среда воспитания – совокупность условий для реализации воспитательной
деятельности с применением дистанционных технологий, электронных информационных ресурсов, цифрового контента и технологических средств. Развитие цифровой среды воспитания особенно актуально в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.
Цифровая среда воспитания в лагере представлена:
официальном сайте детского лагеря[2].
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности.
Программа, рассчитана на долгосрочную реализацию, разработана с целью совершенствования организации оздоровления, воспитания и образования детей и подростков в условиях . Она представляет собой модель деятельности, раскрывающую данное учреждение как систему, адекватную современным требованиям стратегии развития и воспитания детей в Российской Федерации, способную решать проблемы организации оздоровительно-воспитательного процесса с сохранением всех его функций детского оздоровительного лагеря.
В основе концепции программы лежит осознание понятия «Детство» как концепта общей культуры человека и общества, являющего собой общекультурный феномен, который, благодаря наличию концентрированной и гармонизированной сущности нравственности, представляет собой духовную ценность.
Программа направлена на создание условий, оказывающих позитивное воздействие на развитие ребенка как личности, способствующих формированию духовного и физического развития, идеалов добра и красоты, этических и нравственных норм, эстетического вкуса, правил поведения.
Она объединяет в себе различные виды отдыха, оздоровления и воспитания,
способствующие физическому и психическому развитию, поддержанию творческого и спортивного потенциала, совершенствованию и реализации творческих способностей путем вовлечения детей, и подростков в различные формы деятельности с учетом их возрастных особенностей, интересов и потребностей.
Программа учитывает значение личностно значимой деятельности для социальной самоидентификации детей и предлагает разнообразные формы и виды направленной деятельности.
Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми;
- опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.
Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
кадровое обеспечение воспитательной деятельности
№ п/п |
Функциональные направле- ния деятельности при проведении работ |
Должность |
Функциональные обязанности |
1. |
Организация отдыха детей |
Заместитель директора по воспитательной работе |
Несет ответственность за организацию работы и содержание оздоровительно-воспитательной и культурно-досуговой деятельности.
|
2. |
Организация культурнодосуговой деятельности |
Художественный руководитель |
Планирование и организация досуговых мероприятий, подготовка и проведение общелагерныхмероприятий, организация концертной деятельности |
3. |
Организация физкультурнооздоровительной работы |
Инструктор по физической культуре |
Планирование и организация спортивно-массовой работы, соревнований по видам спорта, проведение ежедневных спорт часов. |
4. |
Организация культурнодосуговой деятельности |
Музыкальный руководитель |
Проведение музыкальных занятий, подготовка творческих досуговых мероприятий, отвечает за художественно-эстетический уровень мероприятий |
6. |
Творческая деятельность |
Педагог дополнительного образования |
Отвечают за содержание деятельности своих кружков. Отвечают за привлечение ребят к их деятельности, подготавливают творческие отчеты.
|
7. |
Воспитательская деятельность |
Воспитатель |
Контроль за прохождением детьми медицинских процедур, выполнение режимных моментов, ведут непосредственную работу с детьми в отрядах.
|
8. |
Воспитательская деятельность |
Вожатые |
Отвечают за организацию досуговой деятельности ребят в отряде, подготовку к вечернему творческому делу, оказывают непосредственную |
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:
Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Приложение
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
на 2023 год
Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого пространства воспитательной работы детского лагеря.
План разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского лагеря в соответствии с Программой воспитания и определяет уровни проведения мероприятий.
2023 год - «Год педагога и наставника»
В этом году реализуется модуль пятилетней комплексной программы «Без границ» - «Открываем Россию».
«БЕЗ ГРАНИЦ» - комплексная программа, рассчитанная на долгосрочную реализацию, была разработана с целью совершенствования организации оздоровления, воспитания и образования детей и подростков в условиях ДОК «Буревестник». Она представляет собой модель деятельности, раскрывающую данное учреждение как систему, адекватную современным требованиям стратегии развития и воспитания детей в Российской Федерации, способную решать проблемы организации оздоровительно-воспитательного процесса с сохранением всех его функций детского оздоровительного лагеря.
Программа «БЕЗ ГРАНИЦ» направлена на создание условий, оказывающих позитивное воздействие на развитие ребенка как личности, способствующих формированию духовного и физического развития, идеалов добра и красоты, этических и нравственных норм, эстетического вкуса, правил поведения.
Программа «БЕЗ ГРАНИЦ» объединяет в себе различные виды отдыха, оздоровления и воспитания, способствующие физическому и психическому развитию, поддержанию творческого и спортивного потенциала, совершенствованию и реализации творческих способностей путем вовлечения детей, и подростков в различные формы деятельности с учетом их возрастных особенностей, интересов и потребностей.
Программа «БЕЗ ГРАНИЦ» учитывает значение личностно значимой деятельности для социальной самоидентификации детей и предлагает разнообразные формы и виды направленной деятельности.
Одной из главных задач модуля «Открываем Россию» является формирование целостного мировоззрения и духовно-нравственной самоидентичности детей и подростков. Модуль должен помочь раскрыть ребёнку базовые национальные ценности:
В течении года реализуются следующие смены:
Летние смены – 1 смена «Мой Петербург», 2 смена «Книга времен». 3 смена «Фестиваль регионов», 4 смена «Россия, вперед!»
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок проведения |
Уровень проведения |
||
Всероссийски й/ региональный |
Детский лагерь |
Отряд |
|||
Модуль «Будущее России» |
|||||
1. |
День защиты детей |
1 июня |
|
ü |
|
2. |
День русского языка |
6 июня |
|
ü |
|
3. |
350 лет со дня рождения Петра I |
9 июня |
|
|
ü |
|
4. |
День России |
12 июня |
|
|
ü |
|
5. |
День памяти и скорби – акция «Белый журавлик» |
22 июня |
|
|
ü |
|
6. |
День молодежи – квест «Волонтеры России» |
27 июня |
|
|
ü |
|
7. |
День семьи, любви и верности |
8 июля |
|
|
ü |
|
8. |
День физкультурника |
14 августа |
|
|
ü |
|
9. |
День государственного флага Российской Федерации |
22 августа |
|
|
ü |
|
10. |
Разговоры о важном (согласно темам цикла внеурочных занятий) |
понедельник |
|
|
|
ü |
Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря» |
|
|||||
1. |
Торжественное открытие смены |
На 3 день каждой смены |
|
|
ü |
|
2. |
Торжественное закрытие смены |
20 день каждой смены |
|
|
ü |
|
3. |
Торжественная церемония поднятия флага |
ежедневно |
|
|
ü |
|
4. |
Игра «Мифы и легенды лагеря» |
Первый день каждой смены |
|
|
ü |
|
5. |
Концертная программа «Представление отрядов» |
Третий день каждой смены |
|
|
ü |
|
6. |
Шоу талантов «Лучше всех» |
В каждой смене |
|
|
ü |
|
7. |
Вожатский концерт и общелагерный костер |
20 день в каждой смене |
|
|
ü |
|
43. |
Театральный конкурс «Пушкинский Петербург» |
06.06 |
|
ü |
|
|
44. |
Квест «Городской лабиринт» |
07.06 |
|
ü |
|
|
45. |
Интеллектуальная игра «Литературный Петербург» |
07.06 |
|
ü |
|
|
46. |
Игра по станциям «Музей под открытым небом» |
09.06 |
|
ü |
|
|
47. |
Квест «Тайны города» |
10.06 |
|
ü |
|
|
48. |
Битва хоров «Мой город» |
10.06 |
|
ü |
|
|
49. |
Игра по станциям «Памятные адреса» |
13.06 |
|
ü |
|
|
50. |
Танцевальный конкурс «Имперский бал» |
14.06 |
|
ü |
|
|
|
Интеллектуальная игра «Страницы истории. Петербург» |
18.06 |
|
ü |
|
|
51. |
Театрализованная постановка «Город родной-город герой» |
19.06 |
|
ü |
|
|
52. |
Игра по станциям «Русские забавы» |
26.06 |
|
ü |
|
|
53. |
Игра «Ремесленная слобода» |
28.06 |
|
ü |
|
|
54. |
Концертная программа «Поклонимся великим тем годам» |
29.06 |
|
ü |
|
|
55. |
Конкурс рисунков «Средневековые крепости России» |
30.06 |
|
ü |
|
|
56. |
Музыкально театрализованная постановка «Стихи и музыка едины» |
03.07 |
|
ü |
|
57. |
Конкурс театральных миниатюр «Фантазёры» к 115летию со дня рождения Н.Носова |
05.07 |
|
ü |
|
58. |
Народные гуляния «На Ивана, на Купала» |
06.07 |
|
ü |
|
59. |
Творческий конкурс «Моя семья» |
08.07 |
|
ü |
|
60. |
Игра по станциям «Вперед за приключениями» |
10.07 |
|
ü |
|
61. |
Конкурсная программа «Исторический подиум» |
11.07 |
|
ü |
|
62. |
Игра по станциям «Калейдоскоп регионов» |
18.07 |
|
ü |
|
63. |
Литературно-музыкальная гостиная «В моей Вообразилии» к 80летию со дня рождения Б.Заходера |
19.07 |
|
ü |
|
64. |
Игра по станциям «Игры народов России» |
21.07 |
|
ü |
|
65. |
Битва хоров «У меня гитара есть – расступитесь стены» к 85 летию со дня рождения В.Высоцкого |
24.07 |
|
ü |
|
66. |
Конкурс проектов «Архитектурные шедевры России» |
25.07 |
|
ü |
|
68. |
Танцевальный конкурс «Народные танцы – микс» |
30.07 |
|
ü |
|
69. |
Интеллектуальная игра «Великая война» ко дню памяти воинов погибших в Первой мировой войне |
01.08 |
|
ü |
|
73. |
Игра по станциям «Движение «Время первых» |
14.08 |
|
ü |
|
74. |
Квест «Животные Красной книги в России» |
16.08 |
|
ü |
|
75. |
Битва хоров «Песни для детей и их родителей» к 70летию со дня рождения Г.Гладкова |
17.08 |
|
ü |
|
76. |
Фотоохота «Счастье!» к дню фотографа |
19.08 |
|
ü |
|
77. |
Интеллектуальная игра «Хочу все знать» |
20.08 |
|
ü |
|
78. |
Танцевальный конкурс «Держи ритм» |
21.08 |
|
ü |
|
79. |
Праздник Российского флага |
22.08 |
|
ü |
|
80. |
Подвижная игра «Инфекция» |
24.08 |
|
ü |
|
81. |
Церемония награждения «Шаг вперед» |
25.08 |
|
ü |
|
|
9. |
Конкурс рисунков «Мой двор мечты» |
12.06 |
|
|
ü |
10. |
Свечка «Портрет жителя Калининграда» |
19.06 |
|
|
ü |
11. |
Свечка «Мой герой» |
27.06 |
|
|
ü |
12. |
Свечка «Мы разные, мы вместе» |
02.07 |
|
|
ü |
13. |
Конкурс рисунков «Моя семья» |
08.07 |
|
|
ü |
14. |
Конкурс рисунков «Россия – это…» |
25.07 |
|
|
ü |
15. |
Свечка «Кто такие волонтеры» |
16.08 |
|
|
ü |
16. |
Мини поход на побережье моря с целью запечатлеть на фото флору и фауну. |
В течении 4 летней смены |
|
|
ü |
17. |
Творческая игра «Рекламное агентство» |
04.06 |
|
|
ü |
18. |
Игра «Конвертики» |
07.06 |
|
|
ü |
19. |
«Веревочный курс» |
15.07 |
|
|
ü |
20. |
Спортивно-творческая игра «Мультляндия» |
18.07 |
|
|
ü |
21. |
Игра «Танцевальные вышибалы» |
19.07 |
|
|
ü |
22. |
Игра «Мафия» |
21.07 |
|
|
ü |
23. |
Игра «Выйти сухим из воды» |
24.07 |
|
|
ü |
24. |
Игра «Карта пиратов» |
25.07 |
|
|
ü |
25. |
Конкурс «Взрыв на макаронной фабрике» |
28.07 |
|
|
ü |
26. |
Шоу «Программа телепередач» |
29.07 |
|
|
ü |
27. |
Интерактивное путешествие «Цирк, цирк, цирк» |
10.08 |
|
|
|
ü |
28. |
Конкурс «Здравствуйте Барон Мюнхгаузен» |
18.08 |
|
|
|
ü |
29. |
Ведение дневника путешественника |
В течении осенней смены |
|
|
|
ü |
30. |
Свечка «Я мечтаю увидеть» |
03.11 |
|
|
|
ü |
Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)» |
|
|||||
1. |
«Создание игрового поля» |
12.02 |
|
|
ü |
ü |
2. |
Проект «Моя игра» (создание рекламы любимых игр) |
С 02.03 по 06.03 |
|
|
ü |
ü |
3. |
Проект «Подкаст под ключ» |
С 09.03 по 14.03 |
|
|
ü |
ü |
4. |
Проект «Достопримечательности Ленинградской области» |
18.03 13.05 |
|
|
ü |
ü |
5. |
Создание газеты «Правила общения без конфликтов» |
29.03 |
|
|
ü |
ü |
6. |
Создание карты любимых мест в Калининграде |
В течении 1 летней смены |
|
|
ü |
ü |
7. |
Создание уголка «Самые известные открытия принадлежащие русским ученым» |
В течении 2 летней смены |
|
|
ü |
ü |
8. |
Создание карты региона России с его достопримечательностями |
В течении 3 летней смены |
|
|
ü |
ü |
9. |
Создать уголок «Когда я вырасту, я стану…» |
В течении 4 летней смены |
|
|
ü |
ü |
10. |
Конкурс «Вторая жизнь ненужных вещей» |
04.06 |
|
|
ü |
ü |
11. |
Конкурс изобретений из вторсырья «Город будущего» |
09.07 |
|
|
ü |
ü |
12. |
Посвящение в путешественники |
14.07 |
|
|
ü |
|
13. |
День индейца |
21.07 |
|
|
ü |
|
14. |
Подвижная игра «Вампиры и чеснок» |
23.07 |
|
|
ü |
|
15. |
Игра «Интуиция» |
27.07 |
|
|
|
ü |
16. |
Конкурс «Строители будущего» |
02.07 |
|
|
|
ü |
17. |
Конкурс архитектурных проектов «Мост для крошки Енота» |
09.08 |
|
|
|
ü |