Воспользоваться предложением
в  2 этапа
1. Оставьте свои контакты
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:
*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:
*
2. Отправьте заявку
это поле обязательно для заполнения
Галочка
*
Скрытое поле:
Спасибо!
Форма отправлена

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

Главная
/
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

Образовательная-программа-Шахматы-тит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Описание предмета (дисциплины), которому посвящена программа.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей и взрослых физкультурно-спортивной направленности «Шахматы. Первые шаги» (в дальнейшем по тексту программа, образовательная программа) предназначена для обучения шахматной игре начинающих и малоквалифицированных любителей в шахматных кружках (студиях). Шахматы – древняя увлекательная логическая игра, сочетающая в себе элементы культуры (раздел шахматной композиции), науки и спорта.Игра довольно сложная, требующая определенных усилий для достижения успеха, но основная ценность её в том, что в процессе изучения правил, закономерностей, учебных примеров, выполнения практических заданий, тренировки игровых навыков можно постепенно развивать интеллектуальные способности обучающихся. Общеизвестно, что дети, которые научились играть в шахматы, запомнив простые понятия и закономерности, легко справляются со школьной нагрузкой и успешно осваивают программу для начальных классов. Это не удивительно, поскольку шахматы, при правильной организации обучения, развивают память, навыки элементарного счета, пространственного ориентирования, умение обосновать (высказать) принятое решение и даже тренируют технику письма (запись ходов), т.е. все основные школьные трудности можно преодолеть во время игры. Наряду с этим, занятия в шахматной студии (кружке)способствуют правильной организации досуга обучающихся, развитию у них логических и творческих способностей, воспитанию ответственного, уважительного отношения к процессу обучения и окружающим людям. Программа предусматривает изучение школьниками основных шахматных правил и терминов, первоначальных понятий и материалов по теории и истории шахмат, выполнение практических заданий для закрепления полученных теоретических знаний и отработки элементарных игровых навыков, участие в первых соревнованиях.

Идея программы состоит в следующем: постепенно, шаг за шагом, опираясь на последовательное изучение, запоминание и усвоение шахматных понятий и правил, вводить обучающихся в процесс самостоятельной игры, где все действия (ходы) участников должны быть осмыслены и обоснованы на элементарном (начальном) уровне.

Ключевые понятия:

Шахматные правила–правила игры в шахматы и правила проведения соревнований, принятые международной шахматной организацией ФИДЕ; в России шахматные правила утверждены приказом Минспорта России для вида спорта «шахматы», в редакции не противоречащей Правилам игры в шахматы ФИДЕ (с учетом изменений на 1 января 2023 года);

Шахматные термины – название, определение, обозначение основных понятий игры в соответствии с шахматными правилами;

Шахматные понятия и закономерности – более широкое применение, в сравнении с терминами, шахматных названий, определений, обозначений профессиональными шахматистами, тренерами и в шахматной литературе (шахматный жаргон), а также наиболее вероятные варианты развития большинства похожих шахматных позиций;

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы. Первые шаги» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Уровень освоения программы. Уровень освоения программы (ознакомительный).

Актуальность программы определена возможностью, при ее использовании, организовать содержательный досуг обучающихся, удовлетворить их потребности в активных формах познавательной деятельности, творческой самореализации, создать условия социального, культурного, личностного роста. Программа позволяет в простой игровой форме задействовать эффективные средства активации упорядоченной мыслительной деятельности, способной помочь детям, легче переносить все возрастающую учебную нагрузку в школе. Действительно, занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации, с последующим выделением, осмыслением и запоминанием самых важных моментов. Вместе с тем, на время занятий по программе обучения дети отвлекаются от получивших повсеместное использование гаджетов, а активизация самостоятельной мыслительной деятельности способствует нейтрализации негативного эффекта от увлечения бесполезными компьютерными играми. Занятия шахматами способствуют гармоничному развитию многих важных сторон личности. В процессе занятия шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания, проявляется наблюдательность, творческое воображение, формируются важные личностные волевые качества, самостоятельность, целеустремленность, собранность. В процессе обучения, дети получают начальные знания об общефизической подготовке, спортивной деятельности, спортивных организациях и спортивных соревнованиях. Начинают понимать важность здорового и безопасного образа жизни. Получают представление о необходимости поддержания хорошей спортивной формы, для достижения высоких спортивных результатов. Кроме того, занятия по программе помогают развитию контактов между детьми разного возраста, учат их общаться.

 

Педагогическая целесообразность.

Несмотря на своеобразие шахмат, их изучение должно вестись в согласии с основными положениями педагогической науки. Путь к познанию должен идти по известной формуле: от простого к сложному.

Программа шаг за шагом, на простых тематических примерах, вводит обучающихся в круг шахматных идей, учит разумно и последовательно вести борьбу в элементарных и постепенно усложняющихся позициях. Используемая в образовательной программе методика обучения (лекционно-демонстрационный метод, метод проблемного изложения, интерактивное обсуждение с применением шахматного тренажера специализированных интернет-ресурсов, индивидуальный подход при разборе учебных примеров и выполнении практических заданий) позволяет организовать успешный образовательный процесс.

 

Практическая значимость программы.

Обучение шахматной игре является сложным и трудоёмким процессом.  Данная программа даёт возможность довести до сознания обучающихся главный смысл, что достижение успеха в обучении, победа над соперником в отдельной партии, спортивной успех на соревновании, все это возможно только при настойчивости, трудолюбии в изучении новых теоретических материалов и повторении ранее изученного, отработке игровых навыков, постоянной аналитической работе при разборе учебных примеров, своих ошибок в сыгранных партиях, аккуратном и последовательном выполнении практических заданий, активном участии в соревновательной деятельности. Программа позволяет приобщить детей к творческому процессу, развивающему мыслительную деятельность, дает возможность выработать первоначальные умения концентрации внимания, необходимой для правильного расчета простых вариантов глубиной на один-два хода, сформировать начальные навыки контроля за текущей ситуацией с их непосредственным участием (контроль на начальном уровне за процессом игры, действиями соперника в соответствии с правилами и принятием самостоятельных решений).

 

Отличительная особенность данной программы заключается: в сочетании уровневой дифференциации процесса обучения в рамках всего образовательного объединения, позволяющей создать благоприятные педагогические условия для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, с использованием индивидуального подхода к каждому обучающемуся при помощи подбора учебных примеров и заданий разного уровня сложности. Данная программа разработана для освоения обучающимися начального уровня шахматной подготовки. Это предполагает: первоначальное ознакомление с основными правилами шахматной игры, знакомство с шахматной нотацией и терминологией, с простейшими элементами шахматной стратегии и тактики; небольшую сложность предлагаемых заданий, направленных на формирование первоначальных навыков ведения борьбы в начальной стадии и в окончании партии; формирование первоначального интереса к обучению и росту результативности в игре. Индивидуальный подход базируется на учете возрастных, физиологических и психических особенностей детей в каждой учебной группе и опирается на целенаправленную деятельность по созданию педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося. Подбор различных заданий осуществляется на основе метода наблюдения за практической деятельностью обучающихся на занятии. Такая оригинальная методика и особые организационные условия, с учетом использования разнообразных форм дидактических материалов («шахматные загадки, головоломки», «лабиринты», «минные поля», «гонки с препятствиями» и др.) повышают эффективность и результативность образовательного процесса. Кроме того, в процессе обучения активно применяются современные электронно-цифровые формы, компьютерные программы и специальные интернет-ресурсы (см. раздел Список источников и литературы).

Цель образовательной программы: формирование и развитие интеллектуальных и физических способностей для развития когнитивных, творческих, спортивных способностей, через усвоение учащимися первоначальных норм и правил шахматной игры.

 

Задачи образовательной программы.

- знакомство обучающихся с историей возникновения и развития шахмат;

- получение обучающимися первоначальных представлений о теории шахмат и практики ведения шахматной борьбы;

- обеспечение приобретения обучающимися начальных знаний об основных понятиях, терминах, положениях шахматных правил, символах и обозначениях шахматной нотации;

- формирование у обучающихся первоначальных навыков решения простых шахматных задач на тактику, выполнения простых заданий на логику, пространственную ориентацию, запоминание позиции, развитие воображения, концентрацию и распределение внимания;

- формирование у обучающихся первоначальных навыков разыгрывания элементарных окончаний и простых позиций;

- развитие у обучающихся на начальном уровне стремления, в игровой форме, к тренировке логики, памяти, внимания, начальных проявлений инициативы, пространственного мышления, самообладания;

- развитие начальной мотивации личности к познанию и росту результативности в обучении;

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.

Образовательная программа предназначена для детей в возрасте от 10 до 17 лет.

Особенности организации образовательного процесса.

 

Формы обучения по образовательной программе. Форма обучения – очная, состав групп 10-15 человек.

 

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее количество часов – 18 часов. Продолжительность занятий – один час (продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут) между занятиями установлены 10 - минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 6 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю.

 

Объем и сроков освоения  программы. Срок освоения программы –  21 день. На полное освоение программы требуется 18 часов.

 

Основные методы обучения

 Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется: 1. При знакомстве с шахматными фигурами. 2. При изучении шахматной доски. 3. При обучении правилам игры; 4. При реализации материального перевеса. · Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, дети овладевают тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. При изучении дебютной теории основным методом является частично поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.). Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

 

Планируемые результаты.

По итогам учебного года занятий по программе обучающиеся:

- познакомятся с историей возникновения и развития шахмат, с первоначальными сведениями о спортивных соревнованиях по шахматам;

-получат первоначальные представления о теории шахмат и практике ведения шахматной борьбы;

- приобретут начальные знания об основных понятиях, терминах, положениях шахматных правил, символах и обозначениях шахматной нотации;

- сформируют (приобретут) первоначальные навыки решения простых шахматных задач на тактику, выполнения простых заданий на логику, пространственную ориентацию, запоминание позиции, развитие воображения, концентрацию и распределение внимания;

- сформируют (приобретут) первоначальные навыки разыгрывания элементарных окончаний и простых позиций, самостоятельной игры в шахматной партии;

- будут стремиться на начальном уровне к тренировке, в игровой форме, логики, памяти, внимания, начальных проявлений инициативы и пространственного мышления, самообладания;

- получат развитие на начальном уровне элементов эстетического вкуса и восприятия красоты (на примерах творчества великих шахматистов, а также в результате приобщения к деятельности творческих коллективов и студий других направлений, на базе организации дополнительного образования);

- приобретут начальную мотивацию к познанию и росту результативности в обучении;

- получат развитие на начальном уровне способностей к групповой, совместной деятельности на основе взаимопомощи и состязательности;

- получат развитие начальных коммуникативных навыков (внутри группы, студии, детско-юношеского центра);

- разовьют на начальном уровне элементы деловых качеств, характерных для «сильной личности», такие как трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении спортивных успехов, самостоятельность, ответственность, аккуратность, в том числе на основе преодоления временных неудач и поражений;

- сформируют начальные представления об общей культуре общения и поведения в группе, студии, учебном заведении, социуме, на основе общечеловеческих ценностей, этических норм и правил, принятых в обществе и в организации дополнительного образования;

- воспримут чувство ответственности и понимания специфики спортивного занятия и связанной с ней дисциплины поведения при выполнении групповых или индивидуальных заданий, участии в соревнованиях, основанной на уважении соперников, соблюдении правил и этических норм шахматной игры;

- воспитают чувство ответственности и понимания необходимости бережного отношения к окружающему пространству, спортивному, учебному и вспомогательному инвентарю;

- получат начальное представление о навыках здорового образа жизни с учетом соблюдения гигиенических норм и санитарных правил, на примерах высоких достижений выдающихся спортсменов.

 

Промежуточная аттестация.

Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, предусмотрен текущий контроль в виде контрольного среза полученных знаний, умений, навыков в конце освоения тематических блоков, больших и сложных тем, разделов программы.

Текущий контроль за ходом реализации образовательной программы осуществляется на постоянной основе и проводится в различных формах: наблюдение за выполнением учащимися практических заданий, контрольный опрос, собеседование, тестирование, анализ сыгранных партий, разбор конкурсов решения задач и отслеживание результатов участия в соревнованиях.

В конце учебного года проводится или итоговая аттестация в виде турнира

Цель аттестации:

- Выявление уровня развития способностей и личностных качеств детей и их соответствия планируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы.

Формы занятий, по результатам оценки которых, проводится аттестация: контрольное занятие (опрос), тренировочные партии (с проведением опроса и обсуждения), итоговый турнир, конкурс решения задач. Возможно совмещение первого и последнего вариантов занятий в виде итоговых тестов.

 

Оценочные и методические материалы

Вся оценочная система делится на три уровня сложности (освоения) – высокий, средний и низкий. Теоретические знания сверяются по следующим контрольным вопросам (Опрос, тестовые задания):

  • Что такое шахматы;
  • Происхождение шахмат (когда, где);
  • Цель игры (значение короля);
  • Что из себя представляет шахматная доска;
  • Названия фигур;
  • Какова начальная позиция фигур и пешек на шахматной доске;
  • Как ходят фигуры;
  • Как ходят пешки;
  • Как производится взятие пешки «на проходе»;
  • Как пешка превращается в фигуру;
  • Когда можно и когда нельзя делать рокировку;
  • Как производится взятие фигур и пешек противника;
  • Правило «взялся за фигуру ходи»;
  • Что такое шах
  • Способы защиты от шаха;
  • Мат — безвыходное положение для короля (обязательно после шаха королю), означает конец игры;
  • Какова сравнительная сила фигур;
  • Какие фигуры называются легкими, а какие тяжелыми;
  • Что размен означает обмен равноценными фигурами или пешками;
  • Пат — разновидность ничьей, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет;
  • Обозначения полей и фигур на шахматной доске;
  • Правила поведения игрока во время игры.
  • Практические навыки проверяются по умению выполнять следующие задания:
  • Ставить мат ферзем одинокому королю;
  • Ставить мат ладьей одинокому королю;
  • Решать задачи на «матование» короля в 1 ход;
  • Видеть одноходовые удары своих, чужих фигур и пешек и определять связанные фигуры и пешки при решении задач-миниатюр;
  • Самостоятельно, соблюдая правилавести шахматную партию.

 

Организационно-педагогические условия реализации программы.

 

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

учет          специфики возрастного         психофизического        развития обучающихся;

вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

       формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

 

Материально-технические условия реализации программы.

Для успешной работы в группах требуется учебное помещение со столами и стульями для обучающихся, соответствующее санитарным нормам СанПин, проектор, проекционная доска, доска для записи наглядной информации с помощью маркеров, компьютер с возможностью использования образовательных интернет-ресурсов, шкаф для хранения инвентаря, достаточное обеспечение шахматным инвентарем.

Для проведения занятий планируется использовать следующий шахматный инвентарь:

Комплекты шахматных фигур с досками (из расчета — один комплект на двух обучающихся);

Демонстрационную шахматную доску с магнитными фигурами;

Шахматные часы;

Шахматную литературу;

Словарь шахматных терминов;

Плакаты с шахматной терминологией;

Таблицы результатов шахматных соревнований.

Для изложения теоретического материала, анализа сыгранных партий и разбора итогов решения задач используется лекционно-демонстрационный метод, метод проблемного изложения (для активизации креативного, критического мышления), интерактивное обсуждение с применением шахматного тренажера специализированных интернет-ресурсов.

Практическая часть включает тренировочные партии, конкурсы решений задач и этюдов, выполнение заданий для отработки навыков игры сеансы одновременной игры — обычные и тематические, игру в турнирах для детей каждой учебной группы, игру в матчевых встречах с коллективами других групп.

Результаты обучения определяются степенью освоения (отработки) практических умений и простых игровых навыков на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатами участия обучающихся в соревнованиях, конкурсах решения задач, тренировочных турнирах, групповых и индивидуальных встречах.

Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно объяснить детям, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии и серьезном, систематическом подходе к занятиям шахматами, в том числе и в режиме самостоятельной подготовки. Без воспитания в себе сильной воли, настойчивости, стойкости, без соблюдения режима, выработки привычки к самостоятельным занятиями повышения физиологической выносливости за счет самостоятельной общефизической тренировки, нельзя добиться серьезных результатов в шахматах.

 

 

Учебный план

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теорети-ческие

практи-ческие

1

Исторический обзор развития шахмат

2

1

1

тестовые задания

1.1

Техника безопасности на занятии и переменах

2

1

1

опрос

1.2

Цель игры. Шахматная доска и фигуры

1

1

 

 

1.3

Шахматная нотация. Шахматная терминология

1

1

 

 

1.4

Как ходят фигуры (Ладья. Слон. Ферзь. Король. Конь. Пешка. Превращение пешки.)

2

2

 

 

2

Элементы шахматных окончаний

2

1

1

тестовые задания

2.1

Типичные матовые позиции

 

1

1

 

 

2.2

Мат одинокому королю тяжелыми фигурами (ферзем и ладьей, двумя ладьями, ферзем, ладьей)

1

1

 

 

2.3

Мат одинокому королю легкими фигурами (двумя слонами, слоном и конем)

2

2

 

 

2.4

Ферзь против ладьи, слона, коня, пешки

2

2

 

 

3

Итоговая аттестация

2

 

2

турнир

 

Итого:

18

13

5

 

 

 

Содержание программы  (18 часов, 3 раза в неделю по 2 часа)

 

1. Исторический обзор развития шахмат.

Теория. Вводная часть: организационные вопросы участия учащихся в деятельности студии в учебном году (порядок проведения и виды учебных занятий, мероприятия, учебный план, инструктаж по ТБ, правила поведения в лагере).Легенда о происхождении шахмат. Гипотезы о происхождении шахмат.

Практика. Знакомство с кабинетом, учебным инвентарем с отработкой правил использования учебного и вспомогательного оборудования, инвентаря и поведения на занятиях и во время перерывов. Порядок расстановки, использования и возврата на хранение шахматного комплекта на своем рабочем (учебном) месте. Формы контроля, контрольный опрос (тестовые задания).

 

1.1. Техника безопасности на занятии и переменах.

Теория. Правила поведения на занятиях, переменах. Организация рабочего места.

Практика. По завершении темы предусмотрен устный опрос.

 

1.2. Цель игры. Шахматная доска и фигуры.

Теория. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха Практика: Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах».

 

1.3. Шахматная нотация. Шахматная терминология.

Теория. Шахматная нотация. Шахматная терминология. О некоторых принципах шахматной игры на примерах коротких партий. «Детский» мат. Выбор объекта для нападения (атака малоподвижных и связанных фигур). Пешки охрана короля. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль).

 

1.4. Как ходят фигуры (Ладья. Слон. Ферзь. Король. Конь. Пешка. Превращение пешки).

Теория. ЛАДЬЯ - Наряду с ферзем, считается «тяжелой» фигурой. Направление движения ладьи – прямая. Вверх, вниз или в стороны. Расстояние – любое, если траекторию не загораживают другие фигуры. Перепрыгивать их ладья не может. СЛОН - Слон, как и конь, считается легкой фигурой. Направление передвижения слона — исключительно по диагонали. На любое расстояние. ФЕРЗЬ - Начнем с самой сильной фигуры. Ферзь может ходить во всех направлениях: по диагонали и по прямой (вверх, вниз и в сторону). Более того, — на любое расстояние. КОРОЛЬ - Теперь на очереди самая уникальная фигура – король. Главная особенность — побить короля нельзя, это не предусмотрено правилами. Ходы короля схожи с ходами ферзя. Разница в том, что король может двинуться только на одно поле, а ферзь на любое количество. Ходы можно делать во всех возможных направлениях, — вперед, назад, по диагонали и в сторону. КОНЬ - Какая шахматная фигура ходит буквой Г? Правильно, конечно же конь. И только конь. Одна важнейшая способность коня, — он может перескакивать через фигуры, включая фигуры соперника. Белый конь имеет возможность побить черного слона, невзирая на препятствия в виде пешек. Конь, как завзятый барьерист, их перескакивает. ПЕШКА- Несмотря на свою непритязательность в плане ценности (силы) фигуры, пешка по разнообразию своих возможностей превосходит другие фигуры. Основные особенности пешки: Ходит только вперед, бьет по диагонали, может превращаться в другие фигуры и бить другие пешки «на проходе». Обо все по порядку. Превращение - Ода уникальная способность пешки – возможность превращения в другую фигуру. Это звездный час любой пешки!  Венец карьеры, так сказать. Правило превращения: Когда пешка доходит до последней, восьмой горизонтали (черной — соответственно первой), — она обязана превратиться в какую угодно фигуру такого же цвета, за исключением короля.

 

2. Элементы шахматных окончаний.

Теория. Изучение простых теоретических позиций эндшпиля и способов их разрешения с целью постановки сопернику мата (выигрыш) или нахождения спасения в положении, где у соперника преимущество, но правильные оборонительные действия не позволяют ему выиграть (игра на ничью). Типичные матовые позиции. Мат одинокому королю тяжелыми фигурами (ферзем и ладьей, двумя ладьями, ферзем, ладьей). Мат одинокому королю легкими фигурами (двумя слонами, слоном и конем). Мат одинокому королю непосильная задача для двух коней. Ферзь против ладьи. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ферзь против пешки.

Практика. Расстановка простых примеров шахматных окончаний за доской с партнером, разбор правильных действий и ошибочных ходов при выполнении учебных заданий. Отработка техники разыгрывания элементарных окончаний с использованием шахматных часов.

 

2.1. Типичные матовые позиции.

Теория. Навык постановки мата является вероятно ключевым умением шахматиста. Нельзя завершить партию победой, не обладая знанием того, как матовать неприятельского короля, если не рассматривать в контексте вопроса ситуации просроченного времени и сдачи соперника. В совершенствовании познаний о постановке мата неискушенному в настоящей проблеме шахматисту в силах помочь подготовленный редакцией материал на тему типичных матовых финалов, который изложен на нашем сайте в трех частях. Внимательно изучить базовые матовые конструкции – это первое, что нужно сделать в освоении предмета обсуждения.

 

2.2 Мат одинокому королю тяжелыми фигурами (ферзем и ладьей, двумя ладьями, ферзем, ладьей).

Теория Мат тяжёлыми фигурами Мат ферзём. Ставится на краю или в углу. Конечные матовые позиции показать на демонстрационной доске. Оттеснение короля – ферзём, без участия собственного короля. Патовые ситуации в процессе оттеснения. Ферзь располагается на ход коня от короля соперника. Важная операция – запирание короля на краю доски (это делает ферзь). Свой король подводится на заранее выбранное поле, после чего ставится мат.

Мат ладьёй. Ставится на краю или в углу. Конечные матовые позиции - на демонстрационной доске. Ладья – простая понятная фигура. Оттеснение короля соперника на край или в угол – совместными усилиями Кр+Л. Основная позиция: мат в 3 хода, 11 основных решений.    Мат лёгкими фигурами только обозначаем, так как тема для начинающих пока сложна, отмечаем : мат двумя слонами ставится достаточно просто; сложнее ставить мат слоном и конём;  мат двумя конями поставить невозможно теоретически.

 

2.3. Мат одинокому королю легкими фигурами (двумя слонами, слоном и конем).

Теория. Мат двумя слонами поставить мат двумя слонами одинокому королю соперника без участия своего короля не получится. В финальной позиции у каждой фигуры должно быть точно определены своё место и своя задача. Мат ставится в любом углу доски или на смежных с ними полях. План действий: 1.Король вытесняется из центра  2.Король оттесняется на край доски  3.Король оттесняется в угол доски  4.Ставится мат В процессе оттеснения короля к углу следует отнимать у него поля, которые он только что покинул. Находясь рядом и действуя в одном направлении, два слона выстраивают королю соперника непроходимый забор. Мат двумя слонами ставится достаточно легко, но при отсутствии умения и опыта особые затруднения возникают при приближении к финальной позиции, где нужно точно определить место для каждой фигуры. В финальной позиции или близко к ней король сильнейшей стороны должен находиться на расстоянии хода коня от угла, к которому приведён одинокий король. Таких полей у каждого угла два. Слон – фигура дальнобойная, и в определённых ситуациях может делать выжидательный ход, цель которого – передача хода сопернику без ухудшения своей позиции. Вполне вероятно, что приёмом передачи хода  придётся воспользоваться не один раз. Так же, как и при постановке мата одинокому королю тяжёлыми фигурами, для закрепления материала следует провести турнир «Мат двумя слонами».

 

2.4.Фрезь против ладьи, слона, коня, пешки.

Теория. Ферзь против ладьи - вполне вероятный эндшпиль. Ферзь значительно превосходит силу ладьи, однако без предварительной подготовки выиграть довольно сложно. Для победы, необходимо оттеснить вражеского короля на край доски и заставить ладью отойти от короля, чтобы с помощью двойного удара срубить её.

3. Итоговая аттестация

Практика. Проведение различных тематических тренировочных и регламентированных командных соревнований, групповых и межгрупповых, проведение турнира.

 

Календарный учебный график

 

Режим деятельности

Разноуровневая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивнойнаправленности «Шахматы: первые шаги. Начальный уровень»

1.

Начало учебного года

1 июля

2.

Продолжительность учебного периода

3 недели

3.

Периодичность учебных занятий

3 раза в неделю

4.

Количество часов

18 часа

5.

Окончание учебного года

21 июля

6.

Период реализации программы

 

01.07.2024 – 21.06.2024

 

 

 

Список литературы

Нормативные документы

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р.

Положение о порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, участия педагогических работников в разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, методических материалов и других компонентов дополнительных общеобразовательных программ в МАУ ДСЦО и ОД и П им. В. Терешковой.

Положение о режиме дня МАУ ДСЦО и ОД и П им. В. Терешковой.

 Положение о формах периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающих программам МАУ ДСЦО и ОД и П им. В. Терешковой

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. – Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»

СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Для педагога дополнительного образования:

Блох М. «Наставления гроссмейстера. Учебник шахмат. Задачник. Справочник». М. Дайв. 2012г.

Гришин В.Г.   «Малыши играют в шахматы»: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы ―   М. Просвещение, 1991.

Журавлев Н.И.   «Шаг за шагом» М. ФиС, 1986.

Калиниченко Н.М. «Большой учебник шахматной игры». ЭКСМО. 2014г.

Костьев А.Н.   «Уроки шахмат»: Метод. материал для работы с детьми   М. ФиС, 1984.

Костьев А.Н.   «Учителю о шахматах»: Пособие для учителя ― М. Просвещение, 1986.

Костьев А.Н.   «Шахматный кружок в школе и пионерском лагере»: Метод. материал для работы с детьми ― М. ФиС, 1980.

Попов В. «Шахматы. Работа над ошибками». с. «Шахматный университет». 2010г.

Чехов В., Архипов С., Комляков В. «Программа подготовки шахматистов IV-II разрядов». М. «Можайский полиграфкомбинат». 2007г.

«25 уроков для начинающих»: Методические материалы Сергея Позина в разделе «Ступени» ― «ШАХМАТНАЯ НЕДЕЛЯ» ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА №№ 9÷13, 15÷26, 30÷31,
33÷ 36, (Март-Сентябрь), 2004.

«Теория и практика шахматной игры» Научн.-метод. и практ. пособие/ Под ред. Я.Б. Эстрина ― 2-е изд., перераб. и доп. ― М., Высш. шк., 1984.

«Шахматы»: Правила соревнований» М. Терра-Спорт, 2001.

Для обучающихся и родителей:

Авербах Ю., Бейлин М.   «Шахматный самоучитель» М. ФиС, 1976.

Волокитин А., Грабинский В. «Самоучитель для вундеркиндов». М. РИПОЛ классик. 2009г.

Калинин А.В. «Шахматы. Как тренироваться будущим мастерам» с. «Шахматный университет». 2015г.

Конотоп В.А., Конотоп С.В. «Мат в один ход» учебное пособие для начинающих шахматистов, М. 2011г.

Левенфиш Г.Я.   «Книга начинающего шахматиста»: Учебное пособие ― М. ФиС, 1957.

Интернет-ресурсы:

Курс «Мат в один ход (шахматные задачи)» - https://learn.chessking.com/learning/course/38

Курс «Обучение шахматам - от простого к сложному» - https://learn.chessking.com/learning/course/1;

Курс «Простые взятия (шахматные задачи)» - https://learn.chessking.com/learning/course/30;

Курс «Шахматная тактика для начинающих» - https://learn.chessking.com/learning/course/8

Курс «Шахматная школа для начинающих» - https://learn.chessking.com/learning/course/39;

Курс «Эндшпили для начинающих» - https://learn.chessking.com/learning/course/27.

Шахматная эл.ц.программа «Шахматная школа для начинающих», ЗАО «ИнформСистемы», М. 2001г.

238560, Калининградская обл., г. Светлогорск,
ул. Солнечная, д. 4
ежедневно
с 09:00 до 19:00
Записаться сейчас
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Возраст ребенка:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо!
Форма отправлена